Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Текст

257. Вспомните, что такое текст. Как определить тему, главную мысль текста? Как составить план текста?

  • Тексты бывают разные: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Как их отличить друг от друга? В каких жизненных ситуациях мы будем пользоваться каждым из текстов?

258. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

На ноч(?)ном небе вы можете увид..ть красн..ватую звёзд..чку, которая как будто вам подмигивает. Знайте, что это планета Марс, бл..жайший сосе.. нашей Земли.

Почему Марс красный? Красн..м Марс каже..ся потому, что м..рсианская земля красно-бур... цвета. И м..рсианское небо не г..лубое, как над Землёй, а тускло-розовое из-за ч..стичек красн..ватой пыли, которые постоянно наход...ся в атмосфере планеты.

(Р. Кошурникова)

  • Какова тема текста? Определите тип каждой части текста. О чём говорится в первой части текста? На какой вопрос даёт ответ вторая часть текста? Придумайте заголовок к тексту.

259. Прочитайте.

Дети были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

(М. Пришвин)

  • Докажите, что данный текст - сравнительное описание. Какое это описание: деловое или художественное?
  • Какими вы представили Митрашу и Настю? Что понравилось вам в описании портретов детей?
  • Составьте свой текст - сравнительное описание ваших друзей, товарищей по школе или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, причёска, одежда, черты характера).
  • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Начните так: «Ира и Лена — мои подруги. Это очень милые, симпатичные девочки...»

260. Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена главная мысль?

Меня разбудили на рассвете: «Погляди — солнце играет!» Я смотрю в окно. За деревьями дальнего леса восходит огромное, яркое, как бы расплавленное, солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!

(И. Соколов-Микитов)

  • Спишите текст. Подчеркните в словах орфограммы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru