Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Лексическое значение слова

274. Вспомните: каждое слово имеет своё лексическое значение. Что значит определить лексическое значение слов книга, звезда, овёс, коса, дождевик? Какие из этих слов многозначные?

  • Что такое антонимы, синонимы, омонимы? Как их различить? Приведите примеры таких слов.
  • Объясните значение фразеологизмов за тридевять земель, сломя голову, развязался язык.

275. Прочитайте заголовок. Кого так называют? Прочитайте диалог выразительно.

Голавлик и Трясогузка

— Нехорошо, Голавлик: глаза таращишь, а не здороваешься. Будто воды в рот набрал!
— Фуухбульбуль! Ох, погоди... Не воды набрал, а воздуху глотнул нечаянно. Никак теперь не отдышусь!

(Э. Шим)

  • Какие интересные сочетания слов употребил автор в диалоге? Что они обозначают?
  • Найдите сочетание слов, которое можно заменить синонимом пристально смотреть. В какой речи оно употребляется чаще: в литературной, разговорной или просторечной?
  • В каком значении употреблён выделенный фразеологизм: в прямом или в переносном? Когда ещё так говорят?

276. Представьте, что вы понимаете язык животных и растений и однажды подслушали их «разговор». Составьте диалог, в котором могли бы принять участие, например, Подорожник и Крапива, Синичка и Ёжик, Мухомор и Белка. Подготовьтесь инсценировать диалог.

277. Прочитайте. Спишите.

Утро выдалось прохладное, золотое, весёлое, звонкое такое. Трава лоснилась, точно яркий зелёный шёлк, и на ней там и сям дрожали, играя разноцветными огнями, крупные алмазы росы.

(А. Куприн)

  • Что вы представили, читая текст? Какие слова и выражения придают пейзажной зарисовке особую выразительность? Подберите синонимы к выделенному слову и сочетанию слов.

278. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Прочитайте текст. Какие сравнения использует автор при описании картины?

Рожь... Погожий летний день. Величаво, просторно раскинулась нива спелых хлебов. Среди океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны. Их гордые вершины возносятся к небу.

Дорога утопает во ржи. Она ведёт в самую гущу нивы — туда, где благоухает царство хлеба. По дороге бредут два путника. Над ними высоко, в голубом зените, кружат птицы.

Чувствуется приближение грозы. У самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Лёгкая пыль на дороге. Над самой землёй пронзительно режут воздух ласточки.

(И. Долгополов)

  • Какое впечатление произвела на вас эта картина? Какими вы увидели сосны, небо, полевую дорогу, придорожную траву, цветы?
  • Составьте свой текст на тему «Мои впечатления о картине И. И. Шишкина "Рожь"». Запишите составленный текст.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru