Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Состав слова

279. Вспомните, из каких значимых частей состоит слово. Какая из них является главной в слове? Почему?

  • Для чего служат приставки? суффиксы? окончания? А что такое основа?
  • Объясните, как найти значимые части в любом из данных слов.

Сынишка, золотистый, подсвечник, прочитаешь, заморозили, подснежники, безжалостный.

280. Прочитайте, вставляя пропущенный корень. Как образовались эти однокоренные слова? Объясните их лексическое значение.

  • Запишите однокоренные слова. Выделите в них значимые части. Рядом с каждым словом в скобках укажите, какой частью речи оно является.

281. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Что за славные имена у птиц! Если пухленькая — то пухляк, если пёстр..нькая — то п..струшка, если с хохолком — х..хлатка. З..лёная — зел..нушка, п..щит — п..щуха, полза..т по стволу — поползень. К..дровка — это та, которая орешки кадровые собирает.

(Н. Сладков)

  • Обсудите, почему птицам дали такие имена.

282. Прочитайте.

1. В еловых лесах строят гнёзда хлопотливые дрозды. 2. Цветёт душистая сирень. 3. В осиновых перелесках выросли красные подосиновики. 4. Беззаботно резвится маленький лосёнок. 5. Задремала на солнышке старая лосиха.

  • Спишите любое предложение. Разберите в нём каждое олово по составу.

283. Прочитайте. Подберите сложные слова, начинающиеся с данных частей.

Электро..., библио..., агро..., кило..., космо..., теле..., авто..., само..., аэро..., фото... .

  • Запишите сложные слова. Объясните их значение.

284. Прочитайте.

Едем с папой на метро.
Мне не страшно, хоть темно
За окошками в тоннеле.
(С. Паромонов)

  • Спишите. В каких словах выделенная часть является суффиксом, а в каком частью корня? Подчеркните неизменяемые слова. Укажите над ними часть речи.

285. Составьте словосочетания из глагола с приставкой и имени существительного или личного местоимения с предлогом. Приставка и предлог в словосочетаниях должны быть одинаковыми: с, за, на, про, до, от, по, в, из. Запишите. Укажите над именами существительными и местоимениями падеж.

  • Составьте текст-совет на тему «Как различить приставки и предлоги».

286. Прочитайте. Что дано в скобках: предлог, приставка или частица?

Чужой и рыжий, (на)крыл..це моего дома спал огромный кот. Он (при)в.. лился (к)двери спиной и (по)сапывал. Я кашлянул. Кот (при)(от)крыл гл..зок. Это был жуткий гл..зок. Изумруд и лазурь г..рели (в)нём. Глазок (о)глядел меня и (за)крылся. Я (по)просил у кота (раз)решения пройти в дом. Кот (не)(по)шевелился.

(Ю. Коваль)

  • Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки и подчеркните предлоги.
  • Каким вы представили кота? Какие были у него глаза?
  • Как вы думаете, какие события произойдут дальше? Составьте своё продолжение текста.

287. Прочитайте. В какой части слов пропущены орфограммы? Объясните их написание.

Ёж..к, замоч..к, п..р..ехать, под..ехать, учит..ль, берёз..н..ка, рыж..н..кий, плотн..к, син..ватый, налев.., справ.., лод..чка, пастуш..к, пр..хороший, пр..морский, обез..яна, раз..яснить, раста..л, увид..л, прыж..к.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Выделите знаком ту значимую часть слова, в которой пропущена орфограмма: .

288. Вспомните, какие буквы в корне слов требуют проверки на письме. Приведите примеры таких слов. Что общего в подборе проверочного слова для правильного обозначения буквами безударных гласных звуков, парных по глухости-звонкости согласных звуков, непроизносимых согласных звуков в корне слова?

289. Прочитайте.

1. На воде др..жит з..л..тая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В х..лодном оз..ре, в тени бр..дили сонные л..ни, и в глуб..не з..ркальных ок..н св..ркает п..л..сатый окунь. (В. Хлебников) 3. С..р..брится ячмень к..л..систый, з..л..неют привольно овсы. (И. Бунин) 4. Вот поднялись изд..л..ка гр..дою длинной обл..ка. (И. Никитин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Выпишите любое из выделенных слов, а рядом запишите проверочные слова.

290. Прочитайте.

Старательно п..сать, увлекательный рассказ, см..треть фейерверк, ехать очень тихо, очень красивая к..ртина, космическое судно, л..теть на аэроплане, прийти теперь, бл..стеть на со..нце, завоевать независимость, лимонный цвет.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова и сочетания слов синонимами. Ими должны стать слова из словаря.
  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.

291. На форзацах учебника (4 класс, части 1 и 2) даны орфограммы, которые вы изучили. Выберите любую орфограмму, подберите слова, в которых встречается эта орфограмма.

  • Составьте текст-совет на тему «Что надо знать, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой».

292. Прочитайте.

У[сн]ая про[з']ба, чуде[сн]ая окре[сн]ость, лё[х'к']ие заморо[с]ки, вку[сн]ый пиро[к], чу[т]кое се[рц]е, ги[п]кий тро[с'н']ик, радо[сн]ое чу[ст]во, преле[сн]ый пейза[ш], ужа[сн]ая оши[п]ка, мя[хк]ая поду[ш]ка, изве[сн]ая ме[сн]ость, опа[сн]ая ле[с'н']ица, скоро[сн]ой поез[т].

  • Запишите, обозначая буквами звук или звуки, данные в скобках.
  • К каким словам можно подобрать антонимы?

293. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      Ярко звёзды г..рят,
      И в кремлёвском саду
      Неизвестный с. л дат
      Спит у всех на в..ду.

      Над гранитной пл..той
      Вечный свет нег..сим.
      Вся стр..на с.ротой
      Наклонилась над ним.
      (Ю. Киринец)

  • Определите тему и главную мысль стихотворения.

294. Прочитайте стихотворение из упр. 293 ещё раз. Скажите, когда люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата? Что они вспоминают, что чувствуют, на что надеются, находясь в этом священном месте? Составьте текст на эту тему, придумайте к нему заголовок.

  • Запишите заголовок и составленный текст.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru