Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Части речи

295. Вспомните, что такое часть речи. Какие части речи вы изучили? Какова их роль в нашей речи? По каким признакам можно определить каждую часть речи: 1) что она обозначает; 2) как изменяется (по числам, падежам, родам, временам, лицам) или относится к неизменяемым частям речи; 3) какие грамматические признаки имеет (род, число, склонение, спряжение, лицо, время, падеж)? Приведите примеры.

296. Прочитайте.

Ш..с..надцать, но, к..л..грамм, с..йчас, не, пр..красный, пр..ветл..во, св..ркать, и, м..талл, с..годня, уж..н, ок..ло, справ.., налев.., инт..ресный, г..реть, агр..ном, д..журить, т..перь, дв..надц..ть, а, в..зде, над, п..ртрет, уж..нать, се..ть, п..йзаж, не, я.

  • Запишите слова, распределяя их по частям речи и вставляя пропущенные буквы.

      Имена существительные: ... .
      Имена прилагательные: ... .
      Имена числительные: ... .
      Местоимения: ... .
      Глаголы: ... .
      Наречия: ... .
      Предлоги: ... .
      Частица: ... .
      Союзы: ... .

  • Найдите среди записанных слов слово, которым можно подписать рисунок.

297. Прочитайте.

      У воды,
      меж высокой лебеды,
      чинно выстроились в ряд
      восемь жёлтеньких утят.
      Их давненько утка-мать
      собирается купать.
      (М. Моравская)

  • Спишите. Укажите над словами части речи.
  • Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы определили части речи.

298. Прочитайте.

Случай с кошельком

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя видел это. Мальчик нагнулся, схватил кошелёк, побежал и отдал его старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелёк.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась, строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

(Е. Пермяк)

  • Что запомнил Костя на всю жизнь? Какова главная мысль текста? А какова тема текста? Что отражено в заголовке: тема или главная мысль?
  • Составьте план текста. Выпишите из текста трудные слова. Обратите внимание на знаки препинания в предложениях.
  • Запишите текст, как вы его запомнили. Проверьте себя.

299. Прочитайте. Скажите, из каких частей речи образовано каждое словосочетание.

Синий шар, весело играть, пришёл из школы.

  • Составьте словосочетания такого же типа и запишите их.

300. Прочитайте начало «Сказки про Сазанчика». Какова главная мысль этой сказки?

      Ж..л Сазанчик в пр..ветлив... речк..,
      Ж..л он в самом уютн... местечк..,
      Где к..чалась прохладн... мгла
      И трава з..лот... росла.
      Утром солнце всх..дил.. з..лён... —
      Солнце добр..., не раскалённ...,
      Зайчик солнечн... плыл по волне,
      Было тихо в лесной глуб., не.
      (И. Токмакова)

  • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы и окончания.
  • Подчеркните слова, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите над этими словами часть речи.

301. Вспомните, по каким признакам можно определить склонение имени существительного. Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? ко 2-му склонению? к 3-му склонению? Приведите примеры.

302. Прочитайте. Распределите имена существительные в три группы в зависимости от их склонения.

В..л..сипед, х..зяйство, т..традь, м..рковь, б..лет, б..гатство, б..седа, об..з..яна, пом..щь, г..зета, се..лка, г..р..зонт, лаг..рь, к..л..ндарь, пр..дс..датель, смел..сть, к..рабль, к..стрюля, площ..дь, д..рект..р, М..сква.

  • Запишите имена существительные каждого склонения с новой строки. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

303. Прочитайте.

      Боже мой! Вчера — ненастье,
      А сегодня — что за день!
      Солнце, птицы! Блеск и счастье!
      Луг росист, цветёт сирень...
      (А. Майков)

  • Какое чувство выражено автором в этих строках? Каким вы представили день, о котором написал поэт?
  • Спишите. Над именами существительными укажите склонение.

304. Вспомните, какие части речи склоняются (изменяются по падежам). Сколько падежей есть в русском языке? Как определить падеж имени существительного? имени прилагательного? местоимения?

305. Прочитайте. Составьте из слов предложения.

1. Дует, над, ветер, рекой. 2. Плещут, берег, волны, в, шумные. 3. По, барашки-беляки, гуляют, седые, волнам. 4. Летают, волнами, орланы-белохвосты, над, огромные. 5. Умеют, зоркие, рыбу, ловить, орланы. 6. С, бросаются, камнем, огромной, на, высоты, волны, и, схватывают, добычу, цепко, они.

(И. Соколов-Микитов)

  • Запишите составленные предложения. Обсудите, составляют ли они текст.
  • В последнем предложении укажите падеж над склоняемыми частями речи.

    306. Вспомните, какие падежные окончания имён существительных и имён прилагательных надо проверять. Как их надо проверять?

    307. Прочитайте.

    Утренн... горяч... солнце бьёт в окно. Я просыпаюсь. Чувство радост.. жизн.., ярк... летн... утра охватывает меня. Я торопливо од..ваюсь и выб..гаю на волю. Солнце вые.ко. В неб., ни обл..чка. Под зелен... развесист... берёз... лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно.

    (И. Соколов-Микитов)

    • Определите тему и главную мысль текста. Какие слова передают ощущение автора от увиденного?
    • Объясните написание пропущенных орфограмм. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    308. Вспомните, в чём сходство и различие имени существительного и местоимения. Какие грамматические признаки можно определить у личных местоимений?

    309. Прочитайте выразительно.

        Родился ландыш в майский день,
        И лес его хранит.
        Мне кажется: его задень —
        Он тихо зазвенит.
        И этот звон услышит луг,
        И птицы, и цветы...
        Давай послушаем, а вдруг
        Услышим — я и ты?
        (Е. Серова)

    • Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.
    • Определите, в какой форме (лицо, число, род, падеж) употреблены в стихотворении местоимения.

    310. Прочитайте.

    Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.

    Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.

    Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.

    (К. Паустовский)

    • Определите тему и главную мысль текста. Что показалось вам в тексте интересным? Озаглавьте текст.
    • Пользуясь Памяткой 3, подготовьтесь к написанию изложения. Выпишите трудные слова.
    • Напишите изложение. Проверьте себя.

    311. Вспомните, как называется неизменяемая часть речи. Что она обозначает? С какой частью речи она связана по смыслу? Назовите слова этой части речи. Запишите 2-3 таких слова.

    312. Прочитайте. Спишите. Над каждым словом укажите, к какой части речи оно относится.

    С..годня, к..стрюля, се..лка, слев.., вч..ра, б..седа, ж..лезо, налев.., медл..нно, вп..р..ди, сзад.., к..ньки, св..бода, изд..л..ка, со..нце, лучш.., в..зде, б..гатство, за..тра, чу..ство, с.йчас, сзад.. .

    313. Прочитайте выразительно.

        Солнце ласково смеётся,
        Светит ярче, горячей,
        И с пригорка звонко льётся
        Разговорчивый ручей.
        Он лучистый, серебристый,
        Он сверкает и дрожит,
        А другой, такой же чистый,
        Рядом весело бежит...
        (Я. Колас)

    • Выпишите словосочетания, состоящие из наречия и глагола. Подчеркните наречия.
    • Запишите по памяти первое четверостишие. Проверьте себя.

    314. Вспомните, какая часть речи обозначает количество или порядок предметов при счёте. Приведите примеры слов этой части речи.

    315. Прочитайте. Запишите числа словами.

    • Составьте предложение с любым именем числительным.

    316. Вспомните: глаголы изменяются по временам. Приведите примеры. Как различить настоящее и будущее время глагола? Назовите форму глагола, у которой нельзя определить время и число.

    317. Прочитайте текст Г. Скребицкого.

    Кто так звонко щ..беч..т во дворе? Это в..рнулись с юга быстрокрылые ласт..чки и нач..ли гнёзда строить. А стро..т они их совсем не так, как другие птицы. Ласт..чки не в..ют гнездо из прут..ев и веток. Они леп..т его из к..мочк..в глины.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глагол в неопределённой форме. Укажите время у других глаголов.
    • Выпишите выделенные глаголы, поставив их в неопределённую форму. От какого из этих глаголов можно образовать все три формы времени глагола, а от какого только две формы времени глагола? Поясните свой ответ.

    318. Вспомните, какие глаголы изменяются по лицам и числам. Как по-другому называется изменение глаголов по лицам и числам? По какому признаку определяется спряжение глаголов? Сколько спряжений глаголов вы изучили?

    319. Прочитайте стихотворение И. Северянина.

        В полях созрел ячмень,
        Он раду..т м..ня!
        Бр..жу я целый день
        По волн..м ячм..ня.
        См..ётся мне июль,
        Кива..т мне поля.
        И обл..ко — как тюль,
        И со..нце жжёт, паля.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы, которые изменяются по лицам и числам. Укажите их спряжение.
    • Прочитайте выразительно. В чём сходство и различие в произношении, в написании, в лексическом значении выделенных слов?

    320. Вспомните, какие окончания имеют глаголы I и II спряжения. Какие окончания при написании глаголов требуют проверки на письме? Как проверить написание безударных личных окончаний глаголов по неопределённой форме?

    321. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над глаголами спряжение.

    Пингвины идут с пляжа молча. Они держ..т в клювах камушки. Если урон..т пингвин камуш..к на землю, то обязательно остановится и поднимет его. Быва..т и так: другому пингвину покажется этот камуш..к лучш.. . Он свой выбрасывает и хвата..т чужой. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить.

    (Г. Снегирёв))

    322. Прочитайте. Определите тип текста и его тему.

    Панкрат отворил ворота, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька громко заплакал.

    • Вспомните сказку К. Паустовского «Тёплый хлеб» и скажите, почему Филька заплакал.
    • Спишите. Выделите в глаголах приставки. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

     

     

     

  • Top.Mail.Ru
    Top.Mail.Ru