Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
Род. Склонение.
Падеж. Число.
Роль в предложении.
Устный разбор
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма — белка. 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку.
Образец записи
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор имени прилагательного
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Род (в ед. ч.), падеж, число.
Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма — душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.
Образец записи
Душистая (черёмуха) — прил., какая?, н. ф. — душистый, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор глагола
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
Начальная форма (неопределённая форма).
Спряжение.
Время. Лицо и число — для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят — гл., что делают?, н. ф. — лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Разбор местоимения
Часть речи. На что указывает.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Лицо, число, падеж.
Роль в предложении.
Устный разбор
Я рисую море.
1. Я — местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма — я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.
Образец записи
Я — мест., н. ф. — я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.
Разбор предложения по частям речи
Образец письменного разбора:
Памятка 2
Звуко-буквенный разбор слова
Произнеси слово.
Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.
Устный разбор слова шляпа
В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.
В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й'о́].
Памятка 3
Как подготовиться к изложению
Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Памятка 4
Как подготовиться к составлению повествовательного текста
Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).
Памятка 5
Как подготовиться к составлению описательного текста
Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.
Памятка 6
Как подготовиться к составлению текста-рассуждения
Определите тему высказывания. Сформулируйте главную мысль рассуждения.
Подумайте, какие факты вы будете приводить для подтверждения главной мысли.