Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных

42. Прочитайте.

      Заметает пурга белый путь,
      Хочет в мягких снегах потонуть.
      Ветер резвый уснул на пути;
      Ни проехать в лесу, ни пройти.
      (С. Есенин)

  • Как определить падеж выделенных имён прилагательных и имён существительных? Какие ещё могут быть окончания у имён прилагательных в этих падежах?
  • Спишите первое предложение. Проверьте себя.
  • Устно подберите синонимы к словам пурга, путь.

43. Прочитайте. Найдите три предложения.

Было тих... и морозн... утро красн... солнце взошло и долго не давало тепла на вершинах гор снег окрасился в нежно-розов... цвет, а в теневых местах имел синеват... оттенок.

(В. Арсеньев)

  • Запишите предложения. Объясните постановку знаков препинания.
  • Найдите сложное имя прилагательное, обозначающее оттенок цвета снега. Каким знаком соединены части этого сложного имени прилагательного?
  • Над именами прилагательными в единственном числе укажите падеж.

44. Прочитайте. Составьте из словосочетаний предложение.

Пёстрый дятел, барабанил клювом, барабанил о дерево, о сухое дерево.

  • Запишите предложение. Укажите падеж имён прилагательных.

45. Прочитайте. Составьте из слов пословицы и запишите их.

1. Приветливое, побеждает, слово, гнев. 2. Про, говори, дело, смело, доброе. 3. И, красный, пчела, цветок, на, летит. 4. Под, не, камень, вода, течёт, лежачий. 5. Яблочное, знает, своё, семя, время. 6. Острый, рубит, и, дуб, топор.

  • Укажите падеж имён прилагательных в каждом предложении, выделите окончания имён прилагательных.

46. Прочитайте. Просклоняйте имя прилагательное морской вместе с каждым именем существительным. Запишите.

  • Почему окончания имени прилагательного в форме винительного падежа разные?

47. Прочитайте. Назовите сказки А. Пушкина.

      ...А лежит нам путь далёк,
      Мимо острова Буяна,
      В царство славн... Салтана.

      Вот мудрец перед Дадоном
      Стал и вынул из мешка
      Золот... петушка.

  • Какое окончание в именах прилагательных пропущено? Легко или трудно определить падеж этих имён прилагательных? Почему?
  • Замените мысленно в выделенных словосочетаниях одушевлённое имя существительное неодушевлённым и определите по нему падеж имени прилагательного.

48. Прочитайте. Составьте и запишите два предложения: в первом употребите любое из данных словосочетаний в родительном падеже, во втором - в винительном падеже.

      Российский космонавт.
      Космический корабль.
      Открытый космос.

ко́смос косми́ческий

49. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

  1. Г..л..ва морск... конька точь-в-точь как у сказочн... Конька-горбунка.
  2. Крик горбат... кита громче, чем звук реактивн... см..лёта при взлёт.. .
  3. Тело эл..ктрич..ск... ската «накапливает» эл..ктрич..ство. Морск... ж..вотное пускает его в ход во время охоты и опасност.. .
  4. Зубаст... кашалота сч..тают прекрасным ныряльщик..м: он может нырнуть вглубь на целый к..л..метр.

  • Объясните, каким способом можно определить падеж имён прилагательных в выделенных словосочетаниях.
  • Укажите падеж выделенных имён прилагательных. Выделите их окончания.

киломе́тр

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru