Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Творительный и предложный падежи имён прилагательных

50. Рассмотрите схемы.

  • Сделайте вывод: по каким признакам можно различить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данных формах?

51. Прочитайте.

      Утро красит нежным светом
      Стены древнего Кремля.
      (В. Лебедев-Кумач)

      Из-под снега в поле чистом
      Ручеёк струится быстрый.
      (Е. Стюарт)

  • Запишите предложения по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Укажите падеж имён прилагательных. Выделите окончания имён прилагательных.

52. Прочитайте.

Свежее сено, ближнее озеро, могучий дуб, обрывистый берег, чудесный голос, свежий воздух.

  • Запишите данные словосочетания сначала в творительном, потом в предложном падеже. Выделите окончания имён существительных и имён прилагательных.

53. Прочитайте.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) ине.. . Всё засыпано (пушистый) снег... . Особенно красивы ели в (снежный) наряд.. . В (морозный) воздух.. звонко раздаётся коротк... , отрывист... стук. Это больш... пёстр... дятел (крепкий) клюв... долбит дерево. Зимн... солнце скрылось. На (синий) неб.. зажглись звёзды.

  • Запишите без скобок, согласуя по смыслу имена прилагательные с именами существительными и вставляя пропущенные окончания.
  • Укажите падеж имён прилагательных.

54. Прочитайте, вставляя в пословицы пропущенные имена прилагательные (большой, маленький) в нужной падежной форме. Запишите пословицы.

1. И ... пенёк опрокидывает ... воз. 2. Даже самое ... дерево выросло из ... семени. 3. ... дело лучше ... безделья. 4. ... крючком ... рыбу не поймаешь.

55. Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний.

      По крутой тропинк.. горной
      Шёл домой барашек чёрн...
      И на мостик., горбат...
      Повстречался с бел... брат... .
      (С. Михалков)

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имён прилагательных мужского рода.

56. Прочитайте предложения, выбирая подходящие по смыслу имена прилагательные.

  1. Звучала мелодия ... вальса. Путники отдыхали в тени ... дуба. Экскурсанты любовались величием ... памятника. (Древний, старинный, старый.)
  2. Мы шли на лыжах по ... насту. Больной лежал на ... матрасе. Дятел долбил дерево ... клювом. (Крепкий, жёсткий, твёрдый.)
  3. С моря дул ... ветер. Из ... песка дети строили башню. ... полено не горело. (Мокрый, сырой, влажный.)
  • Запишите любую группу составленных предложений.

57. Прочитайте.

Церковь Покрова́ на Нерли́ — прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным белым камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Белокаменный храм Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры.

  • Полюбуйтесь этим чудесным памятником.
  • Объясните правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
  • Спишите или запишите по памяти описание этого архитектурного памятника и места, где он находится.
  • Какие архитектурные памятники есть в вашем городе (посёлке)? Подготовьте об одном из них рассказ. Включите в рассказ описание внешнего вида памятника.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru