Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Сравните две группы слов. В какой группе в словах есть непроизносимые согласные?

47. Сн или стн? Подчеркните непроизносимые согласные и сочетание сн. Помните о том, что в некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет!

Окрес(?)ность, радос(?)ный, грус(?)ный, вкус(?)ный, чу-дес(?)ный, неизвес(?)ный, прекрас(?)ный, интерес(?)ный, учас(?)ник, вес(?)ник, ненас(?)ный.

48. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Хайта, А. Левенбука «Танго о непроизносимых согласных». Выпишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в скобках укажите проверочные слова.

    До чего ж сегодня день прелестный,
    Солнце в небе празднично горит,
    Освещает местность и окрестность
    И теплом своим сердца бодрит,
    Но лежит на пастбище корова,
    Грустно смотрят карие глаза,
    Чувствую, что ей пастух суровый
    «Здравствуйте» сегодня не сказал.

49. Диктант (см. памятку).

Какой из заголовков - «Наступление утра» или «Радостное пробуждение» - более точно и ярко отражает содержание текста? Запишите его.

В небе вспыхнул первый луч со(?)нца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зелёные ящерицы, они мигают сонными главками. Сегодня будет жарко!

Над цветами кружатся золотые пчёлы, жадно пьют ела..кий мё.. . Проснулись малиновки. Перья на их гру..-ках окрашены в цвет утренней зари... В кустах2 порхают весёлые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радос(?)но и счас(?)ливо. Хорошо иметь лё..кие крылья!

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru