Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 29. Виды предложений по цели высказывания

Укажите, какие предложения: а) сообщают о чём-либо; б) содержат вопрос; в) выражают совет, просьбу.

1. Обязательно прочитайте рассказы Е. Носова о жизни ребят. 2. Ребята с большим интересом прочли рассказ Е. Носова «Белый гусь». 3. Вы читали рассказы Е. Носова? 4. Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е. Носове.

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых:

  • мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;
  • содержится вопрос, называются вопросительными;
  • мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

При чтении данных повествовательных предложений голос вначале повышается (↑), затем делается небольшая пауза (|), в конце повествовательных предложений голос понижается (↓).

Прочитайте вслух, наблюдая за интонацией.

145. Прочитайте текст в соответствии с обозначенными паузами внутри предложения. В каких предложениях можно сделать паузу, хотя она не обозначена? Запишите второе предложение и покажите стрелками повышение или понижение голоса.

Лесная сказка

Это и вправду было как в сказке. Кленовые2 листья | повисали на нитках осенней3 паутины. Лес прощается с солнцем. А при прощании | всё бывает особенно ласково. Светлые зайчики | играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее | и накрыл плащом. Получилась | мягкая постель. Присесть на такую постель после долгой ходьбы | — одно удовольствие!

(В. Песков)

146. Послушайте, как можно прочитать по-разному побудительные предложения. При первом чтении выразите голосом дружеский совет, при втором - настойчивое требование. Знак ↑ показывает, какое из слов можно выделить, произнести более высоким тоном. Оцените, удалось ли читающему передать заданную интонацию

Не перебивайте↑ говорящего, дослушайте фразу до конца↑. Если в разговоре вас перебьют↑, не старайтесь перекричать↑ собеседника2, а замолчите↑ и выслушайте↑ возражения.

Не размахивайте↑ руками во время разговора. Не кричите↑, не смейтесь↑ слишком громко или слишком долго↑. Говорите с собеседником так↑, чтобы только он↑ вас слышал.

147. Составьте (устно) предложения, которые побуждают кого-либо: 1) написать о своих занятиях в школе кому-либо из знакомых; 2) рассказать о походе; 3) помочь родным по хозяйству.

148. Назовите в каждом предложении слово, выделенное значком ↑. В этом слове содержится вопрос. На него приходится наибольшее повышение голоса.

Прочитайте вопросительные предложения вслух.

  1. Кто↑ пойдёт в поход? Ребята↑ утром пойдут в поход?
  2. Когда↑ они пойдут? Ребята утром↑ пойдут в поход?
  3. Куда↑ пойдут ребята? Ребята утром пойдут в поход↑?
  4. Пойдут↑ ли ребята в поход? Ребята утром пойдут↑ в поход?

149. О чём говорит руководитель похода ребятам: что требует от них, какой распорядокдня планирует, о чем спрашивает? Используйте для этого разные по цели высказывания предложения.

150. Прочитайте стихотворение выразительно, выделяя интонацией повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Паро́м

      Тёмной ночью в тарантасе*
      Едем с фонарём.
      «Ася, спишь?» Не спится Асе!
      Впереди паро́м!
      Едем шагом (в гору тяжко),
      В сонном поле гром.
      «Ася, слышишь?» Спит бедняжка,
      Проспала паро́м!
      В темноте Ока блеснула
      Жидким серебром.
      Ася глазки разомкнула...
      «Подавай паро́м!»

(М. Цветаева)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru