Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым

169. Прочитайте предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащее и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

1. Земля — кормилица. 2. Книга — лучший товарищ. 3. Повторение — мать учения. 4. Ученье — свет, а неученье — тьма. 5. Хлеб — имя существительное. 6. Глагол — часть речи. 7. Азбука — к мудрости ступенька.

Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. Ученье (сущ., им. п.) — свет (сущ., им. п.).

170. Спишите, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы. Прочитайте, делая отчётливую паузу между подлежащим и сказуемым и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. На какие вопросы отвечают сказуемые?

1. Твой брат шахматист? 2. Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива. 3. Наша мама домохозяйка. Папа шофёр такси. 4. Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая. 5. Мой дедушка врач.

171. Пользуясь словарём, помещённым в конце учебника, объясните (письменно) значение слов партер, планер, сувенир.

Образец. Маяк (сущ., им. п.) - это башня (сущ., им. п.) с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

172. Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.

Образец. Мой отец строит дома. - Мой отец (сущ., им. п.) — строитель (сущ., им. п.).

1. Моя мать шьёт одежду. 2. Старший брат учится в институте. 3. Младший брат недавно поступил в школу. 4. Сестра учится только на пятёрки. 5. Наш дедушка лечит зверей.

173. Запишите 4-5 предложений о ваших родных и знакомых — чем они занимаются, какие у них профессии и т.д. (см. образец в упр. 172).

174. Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите строку, в которой выражена основная мысль текста. Из первых трёх предложений выпишите главные члены.

      Суровой осени печален поздний вид.
      Уныло спят безмолвные растенья.
      Над крышами пустынного селенья
      Заря небес болезненно горит.

      Закрылись двери маленьких избушек,
      Сад опустел, безжизненны поля,
      Вокруг деревьев мёрзлая земля
      Покрыта ворохом блестящих завитушек,
      И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
      Рубаху дерева сгибая пополам.

(Н. Заболоцкий)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru