Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 42. Предложения с обращениями

— Аня, как прошёл вчера школьный спортивный праздник?

— Хорошо. Я заняла второе место в общем зачёте. Только я попала впросак. Я не расслышала, как зовут помощницу тренера, и спросила: «Тётя, вы записали мой результат?» А она и говорит: «Я не твоя тётя, твоя настоящая тётя сидит, наверное, рядом с твоей мамой, на скамье болельщиков».

— И ты спросила, как к ней нужно обратиться?

— Да. Она улыбнулась и сказала: «Обращайся комне по имени-отчеству — Мария Петровна».

— Конечно, очень важно, как мы обращаемся к разным людям, называя их по именам, фамилиям. Даже у животных есть свои имена — клички.

Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой - звательной - интонацией.

213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». После обращений делайте паузу ( | ) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

Лисица от собак бежала, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

— Глазки, глазоньки, | что вы делали?

— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

— Ушки, ушки, | что вы делали?

— Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

— Ножки, ноженьки, | а вы что делали?

— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

— А ты, хвостище, что делал?

— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал. Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.

214. Прочитайте, найдите обращения. Как они выделяются в устной речи и на письме? Спишите, подчёркивая обращения.

  • Здравствуйте, Иван Фёдорович!
  • Мамочка, доброе утро!
  • Добрый день, тётя Марина!
  • Спасибо, Толя, за марки!
  • Дядя Коля! Спокойной ночи!

215. Переставьте обращения в середину или в конец предложений. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.

Образец. Настя, ты почему не была в школе? - Ты почему, Настя, не была в школе? - Ты почему не была в школе, Настя?

1. Мама, разр..ши мне сегодня пойти на книжную выставку. 2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку.

216. Составьте предложения по схемам. (О обозначает обращение.)

217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?

    Уж как я ль мою коровушку люблю.
    Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
    Кушай вволюшку, коровушка моя;
    Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
    Уж как я ль мою коровушку люблю!
    Сытна пойла я коровушке налью:
    Чтоб сыта была коровушка моя,
    Чтобы сливочек бурёнушка дала.

218. Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:

  • Николай Иванович;
  • Николай;
  • сынок (сыночек);
  • господин Рыбаков;
  • коллега;
  • молодой человек;
  • доктор.

Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

Вежливо ли так обращаться к людям?

- Эй, ты, убери свои учебники с моей парты!

- Эй, вы, давайте начинать игру!

- Ты что, не знаешь гравил, быстро уступи дорогу!

Никогда не употребляйте вместо обращения выражения: «Эй, ты!», «Эй, вы!», «Ты!», «Ну, ты!» и т. д.

219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:

  • вы хотите узнать дорогу;
  • вы просите продавца показать товар;
  • вы спрашиваете, который час.

Когда нам нужно обратиться к незнакомому человеку, мы вместо обращения 'употребляем вежливые слова извините, пожалуйста, будьте добры и др.

220. Как по-разному (по фамилии, по имени и отчеству, словом с уменьшительно-ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.

221. Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судя только по этим обращениям, об отношении М. Горького к сыну?

Посылаю тебе дружище книгу «Живое слово», в ней собраны лу..шие обра..цы ру(с, сс)кого языка...

Посылаю также марки, а скоро получишь и книги. Много!

Пока до свидания! Обнимаю тебя детишка моя!

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru