Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 65. Однозначные и многозначные слова

Рассмотрите рисунки и прочитайте их названия: 1) малярная кисть; 2) кисть винограда; 3) кисть руки.

К какому рисунку относится первое название, к какому - второе и к какому - третье? Каким одним словом названы изображённые предметы? Сколько лексических значений имеет это слово?

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. Например:

Игла, -ы, мн. йглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3. Обычно во мн. ч. Колючки на теле животных. Иглы ежа.

337. Найдите в словаре 2-3 многозначных слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.

338. Какие из данных слов однозначные, а какие - многозначные? В случае затруднений обращайтесь к словарю в учебнике.

Айсберг, изморозь, ретивый, свирепый, шарада, коралловый, кроссворд, земля.

Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чём-либо сходные между собой. Например, слово кнопка употребляется в трёх разных значениях. Канцелярской кнопкой прикалывается бумага к столу, на кнопку электрического звонка мы нажимаем, чтобы он зазвенел, застёжка на платье тоже кнопка.

Между этими значениями есть общее: во всех трёх случаях слово кнопка обозначает небольшой круглый предмет, на который нужно нажать, чтобы присоединить что-то к чему-то.

339. Прочитайте словосочетания. В каких выделенных многозначных словах общим в лексических значениях является: 1) форма предмета; 2) характер действия?

Шляпка гриба; соломенная шляпка. Барабанить в барабан; барабанить в дверь. Гребень горы; гребень петуха. Варить сталь; варить обед.

340. О каком полотне говорится в отрывке из стихотворения «Дорожная» С. Васильева? Какое ещё бывает полотно? Что общего в значениях этого слова? Составьте и запишите словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях.

      Лучами крас..т солнышко стальное полотно.4
      Без устали, без устали смотрю1, смотрю в окно.

341.Определите лексические значения слова свежий.

Свежая газета, свежий фильм, свежие обои, свежее бельё, свежее молоко, свежие розы, свежее утро, свежий ветер.

Для справок: прохладный, чистый, только что сорванный, доброкачественный, новый.

342. Выпишите слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова, например хвост поезда; хвост лошади. Что общего в лексических значениях указанного слова?

ХВОСТЫ

      Есть хвост
      У падающих звёзд3,
      И у семян
      Бывает хвост,
      У птиц,
      У самолёта —
      Он нужен для полёта.

      Хвостом корова
      Бьёт1 слепней,
      Когда они кусаются.
      Для скорпионов
      Хвост важней:
      Они хвостом сражаются!

(Ю. Коринец)

343. Прочитайте стихотворение А. Шибаева «Идёт-о том и речь идёт». Какое многозначное слово обыгрывает поэт?

      Он мне сказал: «В кино? Идёт!»
      Он не спросил: «А что идёт?» —
      Мол, это к делу не идёт.
      Дают билет — и он идёт.
      (Ах, как костюм ему идёт!)
      Вдаль наша улица идёт.
      Трамвай по улице идёт.
      И дождь на улице идёт.
      А он пешком себе идёт.
      Упорно к цели он идёт.
      Идёт! — О том и речь идёт...

344. Прочитайте вдумчиво стихотворение Л. Мартынова «След». Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения? В каких двух значениях употребляется слово след? Выпишите развёрнутые словосочетания со словом след так, чтобы были ясны лексические значения этого слова.

      А ты?
      Входя в дома любые —
      И в серые,
      И в голубые,
      Всходя на лестницы крутые,
      В квартиры, светом залитые,
      Прислушиваясь к звонку клавиш
      И на вопрос даря ответ,
      Скажи:
      Какой ты след оставишь?
      След,
      Чтобы вытерли паркет
      И посмотрели вслед,
      Или
      Незримый прочный след
      В чужой душе на много лет?

345. Сочинение-рассуждение. Как бы вы ответили поэту на поставленный вопрос: «Какой ты след оставишь?» Если никогда раньше не задумывались об этом - задумайтесь и напишите. Пусть для вас вопрос прозвучит так: «Какой я хотел бы оставить след на земле?»

346. Мальчик прочитал предложения и сделал к ним смешные рисунки. Какие многозначные слова он обыграл

1. Наша школа вышла на субботник. 2. Лодка уткнулась носом в берег. 3. Артиллерист чистил ствол пушки.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru