Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 102. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Определите род, число и падеж прилагательных. Как с помощью вопроса можно определить написание безударного окончания у прилагательного?

Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (-им), а в предложном падеже - -ом (-ем).

Прилагательные в женском роде, в винительном падеже единственного числа имеют окончание -ую (-юю), а в родительном, дательном, творительном и предложном падежах - окончание -ой (-ей).

578. Спишите. Обозначьте орфограмму № 19.

Применяя правила, рассуждайте по образцу: Сосна — хвойн.. дерево. Хвойн.. относится к слову дерево. Дерево — существительное ср. р., стоит в им. п., в ед. ч., значит, и хвойное стоит в ср. р., в им. п., в ед. ч. В этой форме у прилагательного окончание -ое. Дерево какое? Пишу: хвойное.

С надёжном врач..м, со старательней учениц..й, о ловк..м спортсмен.., прежн.. подругу, об умел..м мастер.., за метк..м стрелком, у аккуратней девочк.., со строг..м юнош..й, о проворн..м школьнике, со старш..м братом, о младш..й сестре, с хорош..м товарищам, об опасн..м наводнен.. .

Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно:

  1. определить, к какому существительному относится прилагательное;
  2. определить род, число и падеж этого существительного и прилагательного;
  3. поставить для проверки вопросительное слово какой?

579. Прочитайте текст, спишите его. Определите падеж прилагательных, в которых пропущены буквы. Над каждым из этих прилагательных надпишите проверочное слово какой? Укажите с помощью знака x существительные, от которых зависят эти прилагательные.

Я пог..сил костёр и пошёл вниз по реке... То по крут., берегам сер.. стеной стояло осинов.. мелколес(?)е и на отдельн.. осинах висел жёлт., хмель, будто кто-то развесил сушить на со(?)нце нов., рогожи. То дуплист., ива лежала поперёк реки, как мост, и около неё выскакивали из воды головли. То река уходила торжественн.. поворотом в леса, золотая и син.. от осени.

(К. Паустовский)

580. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, выделяя окончания прилагательных в именительном падеже. • Составьте схему последнего предложения.

Снег. Обычн.., знаком., всем, бел.., пушист.., холодн.. снежок. Бел..? Присмотритесь! Удивительно, как окраска2 неба изменяет цвет снега. В ясн.. зимн.. полдень он бел.., с чуть заметным фиолетов.. о(т, тт)енком и глубок., син.. тенями. Обл..ка несколько притушёвывают его с..яние. На закат., снег окрашивается в багрянец, а позднее, на гран., вечера и ноч.., становится лиловато-пепельн.. . Лунный свет делает его зеленоват.., в тени — мутнолилов.. .

В солнечную погоду снег кажется розов., и золот.., а непогода отражается в нём1 уныл.. ж..лтизной.

(По А. Яблокову)

Прилагательные в форме мужского рода в именительном и сходном с ним винительном падежах имеют окончания -ый, -ий, -ой, но отвечают на вопрос какой?

Помните, что эти окончания нельзя проверять вопросом.

581. Сохранился ли ещё снег в вашей местности? Какой он в ясный весенний день, в пасмурный день; утром, вечером? Опишите снег. Если у вас не бывает снега, расскажите, как выглядит земля (горы, пустыня, степь и т.д.) в эти весенние дни.

582. Спишите. Обозначьте окончания прилагательных. Подчеркните прилагательные, называющие цвета радуги. • Составьте и запишите предложения со словами, помещёнными в рамке.

РАДУГА

      Я на радугу-дугу
      Полюбуюсь поб..гу,
      Семицветн..-цветную2
      На лугу подст..регу.
      Я на красн.. дугу
      Нагл..деться не могу,
      За оранжев.., за жёлт..
      Вижу нов., дугу.
      Эта нов., дуга
      Зеленее, чем луга.
      А за нею голубая,
      Точно мамина серьга.
      Я на син.. дугу
      Насмотреться не могу1,
      А за этой фиолетов..
      Возьму да побегу2.
      Солнце село за стога,
      Где ты, радуга-дуга?5

(Е. Благинина)

В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения - буква е.

583. Перепишите пословицы. Прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме. Обозначьте условия выбора букв в окончаниях. • Укажите слова с разделительными ъ и ь.

1. От (хороший) братца можно ума набрат(?)ся. 2. (Большой) кораблю3 (большой) плаванье. 3. В (колючий) кустарнике не спрячеш(?)ся. 4. Мален(?)кое дело лучше (большой) бездел(?)я. 5. Горе в (чужая) земле без(?)языкому.

584. Диктант. Озаглавьте текст. Выделите в именах прилагательных окончания.

Ранн..й весной в берёзов..й рощ., можно найти одно из самых первых весенних р..стений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы — ярко-син.. звёздочки2, свеж.., чист.., с бел., колечком тычинок посередине. У перелеск.. тёмн., и плотн.. листья. Эти листья прошлогодн.., они перезимовали под снегом.5

(По H. Павловой)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru