|
|
Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 77. ПриставкаРассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним: переносить, вносить, выносить. К каким рисункам они относятся?
Какой из глаголов обозначает движение внутрь, какой - наружу и какой - передвижение с одного места на другое? Какая часть слова придаёт глаголу носить эти значения? Сколько слов изображено в схеме? Запишите их.
Сравните эти слова по лексическому значению и составу. При этом рассуждайте так: прибежать и убежать - слова с противоположным значением. По составу они различаются только приставками. Приставка при- вносит в слово значение приближения, а приставка у- - значение удаления. Приставка - зна́чимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 415. Подберите к данным словам однокоренные с приставкой без- и запишите их. К образованным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные, запишите их. Что обозначает приставка без- в записанных вами прилагательных? Облачный, лунная, ударный (звук), вкусная, болезненный, грамотный. 416. Спишите, обозначая приставки. Назовите антонимы к выделенным словам. Чем они различаются по составу? Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.
(А. Пушкин) 417. Обозначьте основу слова и морфемы, из которых она состоит. Составьте распространённые предложения с любыми двумя из данных слов. Сероватый, ракетчики, домик, вывезут, безлюдный, кожаный, беспосадочный, шахматистка, слышим, бескрайний, удалец, прошумит, посадка, приедешь. 418. Распределите слова на три группы - с основой, в которую входят: 1) корень и суффикс; 2) приставка и корень; 3) приставка, корень и суффикс. Обозначьте морфемы в словах. Паркетный, привезут, грузчик, переписчик, переход, выбегут, пришкольный, безвредный, безголосый.
419. Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? Выпишите 5 слов с основой, равной корню. Выпишите и подчеркните проверяемые гласные в корнях слов с пропусками. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.4 Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё1 ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* ж..лтая осыпь в березняках. Под лиственницей л..жит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои. Весь лес ч..рный, пустой и х..лодный.4 И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит ж..лтым живым огоньком. Обхожу осторожно, боясь зац..пить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в ч..рном лесу. (По В. Пескову) 420. Выборочное изложение «Последний лист орешника». Прочитайте текст упр. 419. Выделите те части текста, в которых описывается последний жёлтый живой огонёк - лист орешника. Найдите слова и словосочетания, обозначающие цвет деревьев в лесу. Изложите текст от 3-го лица.
|
|
|