Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 77. Приставка

Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним: переносить, вносить, выносить. К каким рисункам они относятся?

Какой из глаголов обозначает движение внутрь, какой - наружу и какой - передвижение с одного места на другое? Какая часть слова придаёт глаголу носить эти значения?

Сколько слов изображено в схеме? Запишите их.

Сравните эти слова по лексическому значению и составу. При этом рассуждайте так: прибежать и убежать - слова с противоположным значением. По составу они различаются только приставками. Приставка при- вносит в слово значение приближения, а приставка у- - значение удаления.

Приставка - зна́чимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

415. Подберите к данным словам однокоренные с приставкой без- и запишите их. К образованным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные, запишите их. Что обозначает приставка без- в записанных вами прилагательных?

Облачный, лунная, ударный (звук), вкусная, болезненный, грамотный.

416. Спишите, обозначая приставки. Назовите антонимы к выделенным словам. Чем они различаются по составу? Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.

    • Час обеда приближался,
      Топот по двору ра..дался:
      Входят семь бог..тырей,
      Семь румяных ус..чей.
      Старший молвил: «Что за диво!
      Всё так чисто и красиво.
      Кто-то терем прибирал
      Да х..зяев поджидал».4

    • Перед утренней3 зарёю
      Братья дружн..ю толпою
      Выезжают3 п.. гулять,
      Серых уток п..стрелять.

(А. Пушкин)

417. Обозначьте основу слова и морфемы, из которых она состоит. Составьте распространённые предложения с любыми двумя из данных слов.

Сероватый, ракетчики, домик, вывезут, безлюдный, кожаный, беспосадочный, шахматистка, слышим, бескрайний, удалец, прошумит, посадка, приедешь.

418. Распределите слова на три группы - с основой, в которую входят: 1) корень и суффикс; 2) приставка и корень; 3) приставка, корень и суффикс. Обозначьте морфемы в словах.

Паркетный, привезут, грузчик, переписчик, переход, выбегут, пришкольный, безвредный, безголосый.

419. Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? Выпишите 5 слов с основой, равной корню. Выпишите и подчеркните проверяемые гласные в корнях слов с пропусками.

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.4 Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё1 ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* ж..лтая осыпь в березняках. Под лиственницей л..жит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес ч..рный, пустой и х..лодный.4 И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит ж..лтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зац..пить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в ч..рном лесу.

(По В. Пескову)

420. Выборочное изложение «Последний лист орешника». Прочитайте текст упр. 419. Выделите те части текста, в которых описывается последний жёлтый живой огонёк - лист орешника. Найдите слова и словосочетания, обозначающие цвет деревьев в лесу. Изложите текст от 3-го лица.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru