Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 15. Описание внешности человека

92. Прочитайте. Что такое словесный портрет? Какие признаки внешности могут в нём описываться?

Портрет в литературном произведении — это изображение наружности человека: черт его лица» фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется как одно из средств характеристики человека.

93. Рассмотрите картину в. Хабарова «Портрет Милы». Представьте себе, что вы вошли в комнату Милы и увидели свою подругу (сестру) в необычной позе. Вы невольно рассматриваете её лицо, позу, одежду. Что нового вы узнали о Миле? О чем хотели бы её спросить? Составьте диалог «Я и моя подруга (сестра) Мила».

Возможное начало:

- Привет, Мила!

- А? Что?

94. Чем примечательна внешность юноши? • Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения. • Укажите средства связи первого предложения со вторым и второго с третьим.

Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь тёмных точек, как будто его спрыснули дёгтем сквозь частое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с лёгкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце.

(По Ю. Нагибину)

95. Прочитайте. Какие особенности лица героя поразили писателя? Выпишите причастные обороты вместе с определяемыми существительными. Обозначьте окончания в причастиях. Выпишите остальные слова, в которых имеются пропуски букв и скобки.

Многое (в)нём мне упорно (не)нравилось, даже изящ(?)ная его наружность и, может быть, именно потому, что она была как-то уж слишком изящ(?)на. Впоследствии я понял, что и в этом судил пр..страс(?)но.

Он был высок, строен тонок; лицо его было продолговатое, всегда бледное; белокурые волосы, большие голубые глаза, кроткие и задумчивые, в которых вдруг, порывами, блистала иногда самая простодушная, самая детская весёлость.

Полные (не)большие пунц..вые губы его, превосходно обрисова(н, нн)ые, поч(?)ти всегда имели какую(то) серьёзную складку: тем (не)ожиданнее и тем оч..ровательнее была вдруг появлявшаяся (на)них улыбка, до того наивная и простодушная, что вы сами, вслед за ним, в каком бы вы ни были настроени.. духа, ощущали (немедленную потребность в ответ ему, точно так же, как и он, улыбнут(?)ся.

(Ф. Достоевский)

96. Прочитайте. Правильно ли поступают те, кто по внешности судит о внутренних качествах человека, о его характере? Озаглавьте текст. Какие из близких по значению слов {см. рамку) нельзя употребить вместо выделенного прилагательного? Спишите, расставляя пропущенные запятые.

благородный
великодушный
возвышенный
высокий
святой
священный
рыцарский

Пр..ятели называли его тюфяком за медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. У него "се в..лилось из рук, все (не)ладилось. (Ни)кто (не)догад..вался, что скрывае(т, ть)ся под этой (не)красивой, толстой оболоч(?)кой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким а в движениях появлялась ловкость и сноровка. Все его (не)достатки мгновенно проп..дали под блестящими доспехами.

Но стоило ему подойти к зерк..лу, как всё возвр..щалось на место. В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящ..ю для рыцаря внешность.

(По Ю. Яковлеву)

97. Прочитайте и сравните два текста. В каком из них описание внешности дано в художественном стиле речи, а в каком - в официально-деловом? Прочитайте соответствующим тоном каждое из этих описаний. Спишите первый текст. Устно докажите, что выделенные слова - причастия. Из второго текста выпишите слова с пропусками и со скобками, найдите устаревшие слова.

  1. У костра, вытаращив испуганные глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую, в болтающ..мся рукаве, пр..подняв, точно защ..щаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка в лаптях, в изорванных штанишках, в длинн..м не по росту п..джаке, обернут..м вокруг тела и подпоясанном пенькой.

    Метелица увидел эти испуганные глаза над болтающ..мся рукавом, штанишки с просвеч..вающими голыми коленками и этот убогий, с хозяйского плеча, п..джак, из которого так виновато и жалко смотрела тонкая и смешная детская шея.

    (По А. Фадееву)

  2. Исправник вынул из кармана довольно замара(н, нн)ый лист бумаг.., развернул его с важностью и стал читать нара..пев:

    «Пр..меты Владимира Дубровского, составл..нные по сказкам бывших его дворовых людей.

    От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.

    Приметы особые: таковых не ок..залось».

    — И только? — ск..зал Кирила Петрович.

    — Только, — отвечал исправник, складывая бумагу.

    — Поздр..вляю, господин исправник. Ай да бумага! По этим пр..метам немудрено будет вам отыскать Дубровского.

(А. Пушкин)

98. Выпишите сначала предложения (из повести А. Пушкина «Капитанская дочка»), в которых с помощью причастных конструкций показано, что герой охвачен тем или иным чувством. Затем те, в которых причастные конструкции не только рисуют движения героев, но и передают их душевное состояние. Расставьте пропущенные запятые и подчеркните причастные обороты как члены предложения.

1. Я с..дел погружённый в глубокую задумчивость как вдруг Савельич пр..рвал мои размышления. 2. Проснувшись, я увид..л перед собой Марью Ивановну ангельский голос которой меня пр..ветствовал. Не могу выр..зить сладос(?)ного чу(?)ства овл..девшего мною в эту минуту. 3. Матушка отыскала мой п..спорт хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою в которой меня кр..стили и вручила его батюшке др..жащею рукою. 4. Сначала она читала с видом вн..мательным и благ..склонным; но вдруг лицо её перем..нилось и Марья Ивановна следовавшая глазами за всеми её движениями и..пугалась строгому выр..жению этого лица, за минуту столь пр..ятному и спокойному. 5. Марья Ивановна возвр..тилась к Анне Власьевне исполненная радос(?)ной надежды.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru