Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 23. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Прочитайте и проанализируйте теоретические сведения. Почему возникают трудности при написании н или нн в причастиях?

Сходство причастий с прилагательными в значении, морфологических признаках и синтаксической роли затрудняет применение орфографических правил написания к или нн, поэтому важно отличать причастия от прилагательных.

Если бы страдательные причастия прошедшего времени были образованы от глаголов совершенного вида, то найти правильный ответ было бы проще:

но:

Особенно затрудняют причастия типа крашенный, так как есть отглагольное прилагательное крашеный. Чтобы узнать, какое из подобных слов является причастием, нужно определить, имеет ли оно при себе пояснительные слова, является ли оно главным словом причастного оборота: яхта, крашенная (чем?) белой краской (причастие с зависимыми словами), но крашеная яхта (отглагольное прилагательное).

Две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных

  • от глаголов совершенного вида;
  • от глаголов несовершенного вида.

Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, имеют при себе пояснительные слова и являются главным словом причастного оборота.

    Сломанная (от сломать) ветка.
    Вязанные (от вязать) (кем?) девочками перчатки.
    Вязаные перчатки.

№ 52

Применяя данное правило, рассуждайте так: пошуше..ая (свеча) — слово потуше..ая — это полное причастие совершенного вида, значит, в суффиксе этого слова надо писать две буквы н: потушенная; тушё..ое (на слабом огне мясо) — слово тушё..ое — причастие несовершенного вида, имеет пояснительные слова: тушё..ое (на чём?) на огне, значит, в суффиксе этого слова надо писать две буквы н: тушенное (на слабом огне); жаре..ая (картошка) — слово жаре..ая — отглагольное прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида, не имеет при себе пояснительных слов, значит, в суффиксе этого слова надо писать одну букву н: жареная.

131. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец). Составьте предложения с прямой речью, используя три словосочетания.

жёваный
кованый

На застеклё(н, нн)ой веранд.., утре(н, нн)юю з..рю, сломле(н, нн)ым прут..ком, избалова(н, нн)ый ребёнок, в стекля(н, нн)ом стакан.., кова(н, нн)ая лошадь, за занавеше(н, нн)ым окном, решё(н, нн)ую задачу, встревоже(н, нн)ый голос, расстрое(н, нн)ое лицо, под полотня(н, нн)ым навесом, в соломе(н, нн)ой корзиночк.., посея(н, нн)ая рож(?), кваше(н, нн)ая капуста, клкжве(н, нн)ый напиток, подкова(н, нн)ая лошадь.

132. От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. От какого глагола вы не образовали страдательное причастие?

поня́вший — по́нятый
подня́вший — по́днятый
нача́вший — на́чатый

Проп..тать, запретить, опл..тить, выр..стать, и..ти, полить, перес..дить, взрыхлить, по..стрелить, ог..родить, ск..сить, засеять, вовлеч(?), и..топить, понять, поднять, начать.

133. Выделенные сочетания слов замените словами на -ованный в которых всегда пишется нн (кроме жёваный, кованый). В записанных словах поставьте ударение (по образцам). Составьте два распространённых предложения с однородными членами.

  1. Улица, покрытая асфальтомасфальти́рованная улица.
    Журнал, содержащий иллюстрации.
    Рабочий, имеющий квалификацию.
    Вода, насыщенная газами.
    Дорога, покрытая бетоном.
  2. Ребёнок, которого избаловалиизбало́ванный ребёнок.
    Компьютер, который отремонтировали.
    Спортсмен, которого натренировали.
    Мебель, которую полировали.
    Медведь, которого дрессировали.

134. Спишите, образуя от глаголов, заключённых в скобки, страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора нн в суффиксах причастий. Назовите причастные обороты вместе с определяемыми словами.

1. Владимир ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами. 2. У крыльца стояли (оседлать) кони. 3. Погода утихла, тучи ра(з, с)ходились, перед ним л..жала р..внина, (устлать) бел..м волнист..м ковром. 4. Последняя туча (рассеять) бури! Одна ты несёш(?)ся по яс(?)ной лазур... 5. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и (заплакать). 6. Здесь увидел Михаила Пущина, (ранить) в прошлом году. (А. Пушкин)

135. Выпишите вначале страдательные причастия, а затем прилагательные с суффиксами -н- и -нн-. Обозначьте условия выбора нн в суффиксах причастий. Назовите причастные обороты вместе с определяемыми словами.

    НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ — ДЕТЯМ

    Издавна в России делали игрушки для детей: выреза..ые из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и соломе..ые куклы, глиня..ые свистульки и ярко разукраше..ые матрёшки, пёстро расписа..ые погремушки, берестя..ые мячики, выточе..ые из дерева волчки, широко распространё..ые куклы-«лесовики», выдела..ые из дерева, мха, шишек и травы.

    Эти игрушки собра..ы в музее игрушки в стари..ом городе Сергиевом Посаде, расположе..ом недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают раскраше..ые глиня..ые фигурки людей и животных, изготовле..ые в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют — дымковские.

136. А какими игрушками интересуются современные дети - мальчики и девочки, может быть, ваши младшие братья и сестры? Расскажите об этом. Отберите и систематизируйте материал, используя Интернет. Постройте свой рассказ как репортаж корреспондента с новой ярмарки игрушек. Какой стиль речи вы выберете?

137. Н или нн? Во всех ли случаях можно объяснить выбор пропущенной орфограммы с помощью изученного правила? Спишите, обозначая, где возможно, выбор орфограммы.

Отреза..ый, неслыха..ый, раскраше..ый, невида..ый, пересаже..ый, свяще..ый, выраще..ый, нечая..ый, вовлечё..ый, нежда..ый, медле..ый, углублё..ый, занавеше..ый, жела..ый, солё..ый, кваше..ый, зва..ый, топлё..ый, белё..ый, копчё..ый.

медленный
желанный
священный
нечаянный
невиданный
неслыханный
нежданный

138. Н или нн? Объясните выбор пропущенной орфограммы.

Покраше..ый пол, краше..ый подоконник; закопчё..ый котелок, копчё..ая колбаса; зажаре..ая в сметане картошка, жаре..ый ц..плёнок; вяза..ая сумочка, связа..ый свитер; высуше..ое бельё, сушё..ые фрукты.

139. Прочитайте. Из какого произведения этот отрывок? Кто автор произведения? В отрывке описана комната одного из героев, имя которого стало нарицательным для невероятно, бессмысленно скупого человека. Как фамилия этого героя? Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы н и нн в суффиксах полных причастий и прилагательных.

Чичиков был поражён представшим беспорядком. На одном столе стоял слома..ый стул и рядом с ним часы с остановивш..мся маятником к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислон..ый боком к стене шкаф... На бюро лежало множество всякой всячины: куча исписа..ых мелко бумажек накрытых мраморным пзеленевш.. прессом с яичком наверху, какая-то стари..ая книга в кож..ом переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохш.., ростом не более лесного ореха; отломле..ая ручка кресел; рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами накрыт.. письмом; кусоч..к сургуч..ка; кусоч..к где-то поднят.. тряпки; два пера запачк..ые чернилами; зубочистка совершенно пожелтевш.. .

140. Прочитайте выразительно вслух. Объясните правописание нн в выделенных словах.

      Эх, суконная, казённая,
      Военная шинель, —
      У костра в лесу прожжённая,
      Отменная шинель.
      Знаменитая, пробитая
      В бою огнём врага
      Да своей рукой зашитая,
      Кому не дорога!
      Упадёшь ли, как
      Подкошенный,
      Пораненный наш брат,
      На шинели той поношенной
      Снесут тебя в санбат.

(А.Твардовский)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru