Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 32. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченные добавочные действия. Они отвечают на вопрос что сделав?

Рассмотрите таблицу. От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида?

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов -в, -вши, -ши.

Деепричастия совершенного вида образуются также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я), например: услыша, заметя, прочтя, нахмурясь.

200. Спишите деепричастия, записывая рядом в неопределённой форме глаголы, от которых они образованы. • Составьте с тремя деепричастиями сложные предложения на тему «На футбольном поле».

Обнявшись, взвалив, остановившись, раскрасневшись, прикрыв, уйдя, оттянувшись, сложив, взвившись, расстелив, преодолев.

201. Запишите деепричастия совершенного вида, образованные от данных глаголов. Поставьте ударение в деепричастиях. • Составьте три побудительных предложения с любыми из записанных деепричастий. Включите в предложения обращения.

Донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, понять, принять, создать, успокоиться, невзлюбить, принести, распорядиться, увидеть, раскаяться, наклеить.

202. Сопоставьте глаголы, спишите, заменяя их в неопределённой форме деепричастиями совершенного вида, если это возможно. От какого глагола нельзя образовать деепричастие совершенного вида? Составьте с тремя деепричастиями предложения с однородными членами на тему «Спорт».

Распол..житься у опушк.. леса, отлично провести игру, выиграть подачу, выст..вить руки вперёд и сле..ка согнуться, отставить одну ногу назад, разд..лить поровну, ударить по мячу, потерять подачу, бл..кировать удар противника, разыграть комбинацию, к..снуться руками сетк.., подбросить мяч вверх, переступить среднюю линию, упасть вне площадк.., опазд..вать на соревнования, отразить атаку, увид..ть товарища.

комбинация

203. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания при прямой речи и деепричастных оборотах и образуя от заключённых в скобки глаголов деепричастия. В каких словах есть орфограммы «Разделительные ь и ь» и «Буквы з и с на конце приставок»?

1. Внезапно раздался топот скач..щей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, (уцепиться) за гриву проворно спрыгнул (с)неё Павлушка. 2. Я думал, волк, прибавил он равнодушн..м голосом проворно (дышать) всей груд..ю. 3. Обе собаки также вск..чили в круж..к света и тотчас сели (высунуть) красные языки. 4. Без хворостинк.. в руке, ноч..ю, он нимало (не) (колебаться) поск..кал один на волка. 5. Что за славный мальчик! думал я (глядеть) на него.

(И.Тургенев)

204. Спишите, заменяя выделенные глаголы в прошедшем времени деепричастиями того же вида и расставляя пропущенные знаки препинания. Союз и в этом случае опускается. • Подчеркните орфограммы в приставках и суффиксах.

Образец Брат рассказывает о происшествии и очень волнуется. —Брат рассказывает о происшествии, очень волнуясь.

1. От реки шёл туман и окут..вал пр..брежные кусты. 2. Турист быстро ш..гал по тропинк.. и вес..ло посвист..вал. 3. Тропинка изв..валась змейкой и вела к камыш..вым зар..слям. 4. Собака б..жала впереди охотника и пост..янно оглядывалась. 5. Тетерев т..жело взм..хнул крыльями, поднялся и полетел. 6. Утки покружились над озером и сели на воду около трос..ника.

205. Замените причастия несовершенного вида деепричастиями несовершенного вида, а причастия совершенного вида деепричастиями совершенного вида. • Назовите сложные слова. Как они образованы?

1. Семиклассники, пос..тившие Третьяковскую га(л, лл)ерею, задали много вопросов экскурсоводу. , 2. Рыболовы, наде..вшиеся на хорошую погоду, с ра(н, нн)его утра засели на берегу пруда с удоч(?)ками. 3. По морю идёт тепл..ход, держащий курс на восток. 4. Самолёт, поднявшийся в воздух в семь часов, взял курс на юг.

галерея
экспресс[р']

206. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные, знаки препинания. К выделенному слову подберите синонимы.

Идя за бригадиром Женька ст..рался принять (не)зависимый вид. Ему поручили рычагом-крючком двигать заготовку по наковальне. Нехитрое дело для кузнеца шестого разряда умеющего «чувствовать мета(л, лл)». Новым было только то что огромный молот действовал (не)прерывно, как сердце, ни на мгновение (не)теряя ритма (не)замедляя хода. Под его ударами четырёхугольный стальной брус заготовки округлялся выпрямлялся выр..внивался прин..мая постепе(н, нн)о форму вагонной оси.

(Не)отрывая глаз от багровеющего мета(л, лл)а бригадир кивал головой то медленно и плавно то резко и отрывисто.

(Б. Полевой)

207. На какую тему подобраны предложения? В каких предложениях характеризуется манера нападающего атаковать футбольные ворота? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте деепричастные обороты, выделите суффиксы в деепричастиях несовершенного вида. • Подчеркните в третьем предложении орфограммы - раздельные написания и орфограммы - слитные написания. • Назовите специальные слова, относящиеся к спорту. • Каким синонимом из рамки нельзя заменить выделенное слово?

1. С мяч..м в ногах внезапно пр..тормаживая и меняя направление Игорь шёл на ворота, словно на лыжах летел с горы. 2. (Ни)кто (не)мог с такой резкостью, как Игорь, рвану(т, ть)ся с места и (не)теряя мяча столь же неожиданно зат..рмозить. 3. Подхватив мяч в глубине или получив пас на выход Толя мощно ра..гонялся и (не)меняя ритма шагов (не)семеня (не)подлаживаясь в (не)уловимый миг наносил чудовищный удар с ходу. 4. Он потрясающе бил пенальти. (Не)которое время он вн..мательно слегка прищурясь смотрел на вратаря. Нач..ная дли(н, нн)ый ра..бег и (не)доходя до мяча) двух шагов перед самым ударом, резко протяг..вал вперёд руку указывая, куда будет бить.

(По К. Ваншенкину)

броситься
кинуться
метнуться
ринуться
устремиться

208. Диктант. Обозначьте деепричастные обороты.

Пр..дол..вая сопротивление противника; защ..щая ворота (з, с)оборной школы; (не)пр..к..саясь рукой к мячу; проход..т в замедл..н..м темпе; ра(з, с)тирая рукой ушибл..ное колено; (не)допустить противника (к)вратарской площадк..; пр..бежав (на)помощ(?) нап..дающему; (не)замеч..ная защитником опас(?)ная передача; нар..стающий гул голосов болел(?)щиков; ра(з, с)г..ревшаяся схватка (в)центре поля.

209. Рассмотрите репродукцию картины С. Григорьева «Вратарь». Придумайте рассказ на её основе. Решите сами, какой момент запечатлён на картине - завязка, развитие действия, самый острый его момент (кульминация), движение к развязке или сама развязка.

внимательно
сосредоточенно

Рассказ вы можете вести от имени любого из действующих лиц - вратаря одного из болелыциков, взрослого, случайно оказавшегося среди них.

Подумайте, в какой обстановке, почему, кому вы расскажете о состоявшемся матче. Не забудьте описать место, где он происходил, игроков, болельщиков, если это будет уместно в вашем рассказе. Используйте если нужно, материалы упр. 207, 208, а также синонимы из рамок. В каком стиле вы будете писать рассказ?

быстрый
торопливый
стремительный
проворный

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru