Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 47. Отзыв

298. Прочитайте. Определите стиль текста и тип речи. Выпишите предложение, в котором даётся определение основного понятия текста.

Мы часто высказываем своё мнение о каких-то событиях, явлениях, о чьей-то работе, о книгах, фильмах и т.д., т.е. даём свой отзыв. Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание. Бывает так, что люди соглашаются с нашей оценкой, а бывает, что нет. Иногда даже обижаются на высказанное нами мнение, считают его неубедительным, несправедливым.

Что же нужно сделать, чтобы получился хороший объективный и необидный отзыв на тот или иной текст?

Надо прежде всего внимательно познакомиться с первичным текстом, постараться проникнуть в его содержание, стилистические особенности и т. д.

Высказывая в отзыве своё мнение, надо привести доводы (аргументы), чтобы сделать оценку убедительной. Для этого могут использоваться:

  • пересказ отдельных фрагментов первичного текста, его анализ, цитирование;
  • высказывания известных людей: писателей, критиков, философов и пр., крылатые выражения, пословицы и т. д.;
  • статистические данные, исследования учёных и т. д.

Обязательно надо отметить все положительные стороны предлагаемой для отзыва работы. Если в оцениваемой работе есть недостатки, то лучше указать на них в мягкой, тактичной форме. Это помогает улучшить работу, не допускать подобных недочётов в будущем.

(Н. Ладушкина)

299. Опираясь на текст предыдущего задания, расскажите о правилах доброжелательного, убедительного отзыва. Передайте содержание текста как диалог. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые вам помогут при пересказе. Работайте в парах.

300. Проанализируйте отзывы о рассказах, представленных на школьный конкурс «Лучший рассказ о животных». Какие мнения выражены в них? Какой из отзывов представляется более убедительным? Какие доводы приводятся в них?

  1. Я считаю рассказ Зои лучшим.
  2. Я думаю, что Коля — победитель конкурса. Действительно, у него необыкновенно забавный и замечательный попугай.
  3. По рассказу Тани мы поняли, какая у неё умная, симпатичная кошка. Она и мышей ловит здорово, и любит маленьких — даже лижет чужих котят. Таня написала весёлый рассказ, читая его, мы не раз улыбнулись. Мне кажется, что поэтому её работа заслуживает первой премии.

301. Прочитайте краткое изложение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Какие недостатки в этом изложении вы заметили, какими словами вы бы тактично указали на них?

В басне «Стрекоза и Муравей» говорится о Стрекозе, которая всё лето пропела. Она пришла за помощью к Муравью, чтобы он её прокормил всю зиму. А он отказался и сказал: «Ты всё пела, это дело, так пойди же, попляши».

Конечно, она расстроилась и пошла искать другого спонсора.

Для выражения своего мнения используются слова, словосочетания с оценочным значением, например:

    мне (не) понравилось;
    хорошая (отличная, неважная) работа;
    интересные (знакомые, общеизвестные) факты;
    прекрасная (ужасная) картина и т. д.

Тактично указать на недостатки можно так:

    в работе имеются некоторые недочёты;
    автор недостаточно аргументирует свою позицию;
    хотелось бы, чтобы автор дополнил свой текст...

Иногда автору отзыва предлагается оценить работу по заранее определённым критериям, например:

  • соответствует ли написанное сочинение его теме;
  • приведены ли убедительные доводы в защиту своего мнения;
  • достоверны ли приведённые исторические сведения и т. д.

302. Проанализируйте ученическое сочинение. Соответствует ли оно теме? Приведены ли убедительные доводы для обоснования высказанного мнения? Напишите отзыв о сочинении ученика.

СОГЛАСЕН ЛИ Я С ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ БАСНИ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

В своей басне И. А. Крылов говорит о Стрекозе, которая всё лето пропела, не запасла еду на осень и зиму. Она приходит к Муравью за помощью. Он отказывает ей и говорит: «Ты всё пела, это дело, так пойди же, попляши».

Мне не нравятся слова Муравья, он отказывает невежливо. И ещё я считаю, что Стрекоза заслуживает помощи. Пение — это тоже труд, особенно если это делается профессионально.

Так что я не согласен с основной мыслью басни, что труд важен только такой, который обеспечивает необходимое для жизни — еду.

303. Напишите отзыв о сочинении ученика. Соответствует ли оно теме? Какие недочёты вы заметили в этом тексте?

КАК Я СДЕЛАЛ КЕГЛИ

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление кеглей.

Игра простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Сначала у меня кегли получались неодинаковыми: то толще, то тоньше, то резная часть такая, то другая. Но потом я стал изготавливать кегли по шаблону.

Самым трудным в вытачивании кеглей было вытачивание шара. Он должен был быть абсолютно симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток шаров, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие кегли. После отделки и покраски они стали иметь красивый вид.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игр малышам. Наши кегли вручили первоклашкам. Мы видели, с каким увлечением они играли в кегли нашего изготовления!

Приятно было сознавать, что эту игру мы сделали сами, своими руками.

304. Найдите в Интернете отзывы о новых спектаклях, кинофильмах. Проанализируйте, соответствуют ли они правилам доброжелательного отзыва. Приведите пример отзыва, который кажется вам убедительным и тактичным.

Выберите одно из написанных вами сочинений. Напишите отзыв на него так, как будто автор сочинения - другой ученик.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru