Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 61. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится запятая.

364. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните однородные члены, соединённые союзом и, и основы сложносочинённых предложений, в которых простые предложения соединены союзом и. Постройте схемы соединённых сочинительными союзами предложений. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

1. И все ветры (ко)мне пр..ход..т и весна у окошка стоит и все звёзды в ночном небосвод.., будто лучш..е взгляды твои. (А. Фет) 2. Месяц светил с высокого неба и в степи видна была каждая тр..винка. (В. Короленко) 3. Мать погладила рукой холодн..ю кожу ч..модана облокотилась на него и, довольная, нач..ла ра(с, сс)матривать публику. (М. Горький) 4. (Во)всякой комнате, даже очень уютной и до смешного маленькой, есть нежилой угол. (В. Набоков) 5. Дверь хлопала и открывалась снов... Вх..дили люди и врывался пар. (А. Сурков)

365. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Проанализируйте предложения. Что соединяют выделенные союзы? Подчеркните основы предложений, соединённых подчинительными союзами. Постройте схемы первого и пятого предложений.

1. Пока я прои..водил наблюдения мои спутники протоптали дорогу на перевал. 2. По мере того как уг..сал день в лесу наступала тишина. 3. Котлованы очень опасны для заселения потому что во время дождей они затопляю(т, ть)ся водой. 4. Несмотря на то что небо было покрыто кучевыми обл..ками солнце светило ярко. Солнце имело вид оранж..вого диска с резко очерче(н, нн)ыми краями так что мы могли смотреть на него (не)вооружённым глазом. 5. Лучи солнца падали на землю под острым углом вследствие чего одни склоны были ярко освеще(н, нн)ы, а другие находились в тени. 6. Чтобы не м..шать матросам я спустился обратно в к..юту достал из чемодана тетради и начал свой дневник. 7. Вскоре легкая качка изв..стила о том что мы вышли в ..ткрытое море.

(В. Арсеньев)

366. Определите вид предложений. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала сложные предложения с сочинительными союзами, затем сложные предложения с подчинительными союзами. Подчеркните основы сложных предложений. Постройте схемы сложных предложений. •Назовите виды орфограмм на месте скобок.

1. Великий человек лишь громок на делах и дума..т свою он крепко думу (без)шуму. (И. Крылов) 2. Я правил к берегу разлива и хата крытая соломою, с крыльцом, ко мне навстречу шла, мигая мне пугливо уединённым огоньком. (Я. Полонский) 3. Мне преходилось ноч..вать (в)стогах и в октябре когда трава на ра(с, сс)вете покрывает(?)ся инеем, как солью. (К. Паустовский) 4. А взводы шагали, шагали и пели и сон отлетел и пропала усталость. (А. Сурков) 5. Пока мать накрывала на стол отец сходил (в)месте (с)нами к морю. (А. Первенцев)

367. Составьте предложения по схемам. Подчеркните в них основы.

  1. [         ], и [   ].
  2. [         ], (если...).
  3. [         ], но [   ].
  4. [         ], (потому что...).
  5. [         ], а [   ].

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru