Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 63. Подчинительные союзы

По значению подчинительные союзы бывают причинными потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др.), целевыми (чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.), временными {когда, едва, лишь, лишь только, пока и др.), условными (если, если бы, раз, ли, как скоро и др.), сравнительными (как, будто, словно, как будто, точно и др.), изъяснительными (что, чтобы, как и др.).

как будто
чтобы [шт]

378. Спишите, расставляя пропущенные запятые и ставя вопросы к тому простому предложению в составе сложного, которое присоединяется с помощью союза. Надпишите над союзами буквы в. (временной), ц, (целевой), п. (причинный), и. (изъяснительный).

• К выделенному слову подберите однокоренные слова.

1. Ямщики подв..зали колокольчики чтобы звон (не)пр..влёк внимания сторожей. (А. Пушкин) 2. По син..м волнам океана лишь звёзды блес(?)нут в небесах корабль од..нокий несёт(?)ся несёт(?)ся на всех п..русах. (М. Лермонтов) 3. Все возы потому что на них л..жали тюки с шерстью к..зались очень высокими и пухлыми. (А. Чехов) 4. Чичиков (не)заметил как в(?)ехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. (Н. Гоголь) 5. Всюду где только лес был пореже л..жали на земле белые холсты лу(н, нн)ого света. (В. Катаев)

В предложении с изъяснительным союзом как от первой части _ сложного предложения ко второй можно поставить вопрос косвенного падежа.

379. Выпишите, ставя пропущенные запятые, предложения с подчинительными союзами: 1) условными, 2) сравнительными, 3) изъяснительными. • Составьте схему 6-го предложения. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Работайте в парах: подберите наибольшее число слов, в которых количество звуков и букв совпадает.

1. Я в сотый раз пож..лел, что не родился художником. 2. Слова у Пришвина цв..тут сверкают. Они то ш..лестят, как травы то б..рмочут, как родники то пересвист..ваются, как птицы то позван..вают, как первый лёд то ложа(т, ть)ся в нашей памят.. медлительн..м строем. 3. Если обращаться к примерам из собстве(н, нн)ой жизн.. то я (в)первые увидел всё разнообразие красок русского (не)настья после картины Левитана «Над вечным покоем». 4. Я плыл по реке и вдруг услышал как в небе кто(то) начал осторожно переливать воду из звонкого стекля(н, нн)ого сосуда в другой такой же сосуд. 5. Было так тихо будто город вымер. 6. Ст..рик называл мне ветер и следил чтобы я правильно записывал его названия.

(К. Паустовский)

380. Из данных простых предложений составьте сложноподчинённые, употребляя подходящие по смыслу подчинительные союзы: после того как, как только, едва, до того как, перед тем как, прежде чем. Между частями сложного предложения поставьте запятую. • Подчинительные союзы заключите в овал. Для мальчиков: запишите названия современных средств передвижения; для девочек: расскажите, как, переходя улицу, ориентироваться на дорожные знаки.

1. По..вился первый автомобиль. Р..шили научить улицу разговаривать, дать ей точный и выразительный язык знаков. 2. На свет..форе заж..гся зелёный свет. Дорогу можно переходить. 3. Под улицами Москвы прот..нулись подземные коридоры. Движение стало более безопасн..м. 4. Построили (под)земные переходы (под)Триумфальной площадью. Здесь было тесно и пешеходам, и автомобилям. 5. Свет..форы нового типа установит (по)всюду. Машинам не пр..дётся простаивать у перекрёс(?)ков.

семафор
светофор

381. Составьте по схемам сложные предложения с подчинительными союзами на тему «Мои любимые книги». В составленных предложениях подчеркните основы.

  1. [         ], (где...).
  2. [         ], (потому что...).
  3. [         ], (куда...).
  4. [         ], (чтобы...).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru