Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Повторение сведений о предлогах и союзах

Контрольные вопросы и задания

  1. Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
  2. Какие предлоги называются производными, а какие — непроизводными?
  3. Чем отличаются составные предлоги и союзы от простых?
  4. Расскажите о слитных и раздельных написаниях предлогов.
  5. Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис.
  6. Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?
  1. Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие — только для связи предложений?
  2. На какие группы делятся сочинительные союзы?
  3. Приведите по три примера предложений с союзами также, тоже, зато.
  4. Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы?

    394. Просмотрите разделы о предлоге и союзе. Какие слова с непроверяемыми орфограммами вам встретились? Продиктуйте их друг другу. Работайте парами.

    395. Прочитайте сведения о предлоге и союзе (см. § 52-55, 57 и 58—63, 63, 65). Выполните задание по выбору: а) составьте сложный план на тему «Предлоги и союзы»; б) подготовьте сообщение о предлогах и союзах как служебных частях речи. Приведите свои примеры. Определите стиль своего сообщения.

    396. Прочитайте, передавая восхищение автора морозными сумерками. Определите тип и стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Простые предлоги заключите в овал, а простые союзы - в прямоугольник. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

    К вечеру, перед самыми сум..рками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское со(?)нце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в яс(?)ый морозный вечер. Вся улица вдруг блеснёт облитая ярк..м светом. Все дома как(будто) вдруг засв..ркают. Серые ж..лтые и грязно(зелёные) цвета их пот..ряют (на)миг всю свою угрюмость; как(будто) на душе проясне..т как(будто) вздрогнешь или кто(то) подтолкнёт тебя локтем. Удивительно что может (с, з)делать один луч(?) солнца с душой человека!

    Но солнечный луч(?) потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сум..рки густели.

    (Ф. Достоевский)

    397. Индивидуальное задание: сравните картину какого-нибудь художника с зимним пейзажем и стихотворением любого поэта о зиме. Расскажите, одинаково или по-разному увидели авторы это время года. Удалось ли им передать на полотне и словами своеобразие и красоту русской зимы? Какой стиль речи вы выберете для рассказа?

    398. Вспомните виды орфограмм, изученных в темах «Предлог» и «Союз». Запишите по три примера слов, в которых есть эти орфограммы, обозначая условия их выбора.

    399. Прочитайте юмористическую миниатюру вслух. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите в тексте предлоги и союзы. Какая общая мысль объединяет эту миниатюру с отрывком из романа И. Гончарова «Обломов» (упр. 384)?

    Расскажите (устно или письменно, серьёзно или с юмором), как читаете вы.

    КАК МЫ ЧИТАЕМ

    Буквы сливаются в слова слова складываются в предложения предложения соединяются в образы образы сливаются в сюжеты сюжеты образуют мысль.

    После того как мысль становится ясна она распадается на сюжеты сюжеты — на образы образы — на предложения предложения — на слова слова — на буквы буквы плывут перед глазами веки слипаются книга выпадает из рук.

    (А. Кнышев)

    400. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Охарактеризуйте союзы. Над подчинительными союзами поставьте букву п., над сочинительными — с. Запишите союзы в две колонки.

    1. Уж сколько раз тв..рдили миру что лесть гнус(?)на вр..дна но только всё не(в)прок и в сердце льстец всегда отыщ..т уголок. (И. Крылов) 2. Погибло всё (в)конец и там где в знойны дни прохожий нах..дил убеж..ще в тени лишь обг..релые пеньки стоят одни. (И. Крылов) 3. То змейкой свернувшись клубком у самого сердца к..лдует то целые дни голубком на белом окошк.. воркует то в ине.. ярком бл..снёт, поч..дится в дрёме левкоя но верно и тайно ведёт от радости и от покоя. (А. Ахматова) 4. К утру, когда потёмки реже, стог высит(?)ся как сеновал, в котором месяц мимоезжий, зарывшись, переночевал. (Б. Пастернак) 5. Мелкий жёлтый лист нет-нет да и сл..тит с берёзы, в просторах скоше(н, нн)ых полей уже пусто и светло (по)осеннему. (В. Набоков)

     

     

     

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru