Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 66. Частица как часть речи

В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? и Разве сегодня к нам приедут артисты? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении выражен в вопросе дополнительный оттенок значения с помощью частицы разве — неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня.

Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня артисты. Пусть мальчики встретят артистов у ворот школы. Кто из нас самый отважный?

Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Применяя данное правило, рассуждайте так: Как хорошо играла наша команда! Слово как усиливает значение словосочетания хорошо играла. Значит, слово как — частица.

401. Проанализируйте, какие из выделенных частиц вносят дополнительный оттенок усиления, какие служат для образования наклонений глагола. Спишите, подчеркните сказуемые, выраженные формами повелительного и условного наклонений. • Перестройте (устно) второе и шестое предложения так, чтобы частица стояла в другом месте. Задание для мальчиков: расскажите, в каком виде спорта вы наиболее успешны; задание для девочек: расскажите, в каком виде самодеятельности вам нравится участвовать.

1. Великолепен у нас новый нападающий. Что за удар у него! 2. К открытию спортклуба пусть готовится каждый спортсмен. 3. Г..мнастической секцией в клубе будет руководить мастер спорта. Именно он в прошл..м году был чемпионом облает... 4. В солнеч(?)ный день мы отправились бы в поход. 5. Обещанная инсцениро..ка будет подготовлена. Мы же хозяева своего слова! 6. Что бы вы ещё включили в программу вечера самодеятельност..?

402. Прочитайте текст с нужной интонацией в вопросительных предложениях. Докажите, что выделенные слова - частицы. • Как бы вы ответили на поставленные вопросы? Как вы представляете себе большого красивого человека? Запишите свой ответ.

По земле идёт большой красивый человек. Перешагивает через реки, перемахивает через горные хребты, а если пускается (в)плавь, то (ни)какие волны его не остановят.

Большой красивый человек знает такие тайны, о которых учёные наших дней только догадываются. Даже солнцу задал он работу: оно вырабатывает электричество.

Вместе с тем именно большой красивый человек многого не знает. Он не знает, что такое ложь и обман. Он не умеет огорчать людей и причинять им боль.

Не встречал ли ты его где(нибудь)? (Ни)кого он тебе не напоминает? А может быть, этот большой красивый человек — ты сам, но не сегодняшний, а завтрашний?

(По Ю. Яковлеву)

403. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Частицы заключите в прямоугольник. Какие из них вносят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для выражения отрицания? • В каком значении использовано слово роскошь при образовании от него выделенного слова?

1. Всё уснуло в селе. Один только месяц всё так(же) блистательно и чудно плыл в (не)объятных просторах роскошного украинского неба и так(же) прекрасна была земля в дивном серебря(н, нн)ом блеске. 2. Первый, кто попался им навстречу, это был запорожец спавший на самой середине дороги раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него. 3. И какой же русский не любит быстрой езды? 4. Небольшой вал и засека не хранимые решительно никем показывали страшную беспечность.

(Н. Гоголь)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru