Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 7. Текст

  • Что такое текст?
  • Как называется наименьшая единица текста?
  • Какие вы знаете средства связи предложений в тексте?
  • Как называется единица текста, состоящая из нескольких предложений, раскрывающая определённую мысль (микротему) текста и имеющая относительно законченное содержание?

49. Прочитайте предложения, которые объединены одной темой. Какой именно? Можно ли из данных предложений составить текст? Что для этого нужно сделать? Перепишите предложения так, чтобы получился текст.

1. Этот язык был прародителем трёх близкородственных славянских языков — русского, украинского, белорусского. 2. Древнейшие памятники письменности древнерусского языка датируются серединой XI века — это рукописные книги, берестяные грамоты, надписи на камнях. 3. Древнерусский язык — это язык древних русичей. 4. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя IX века Константина (Кирилла) Философа. 5. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были принесены церковные книги на славянском языке — Евангелие, Апостол, Псалтирь, проповеди и поучения учителей церкви.

50. Прочитайте. Какие слова подсказывают нужную громкость тона при чтении? Озаглавьте текст. Укажите предложения, которые связаны с помощью местоимений. Спишите, деля текст на абзацы. • Назовите падежи выделенных слов.

За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом пад..ли с тополей сухие листья. Кусты ш..повника ст..яли, будто об..ятые плам..нем, и красные ягоды в ре..кой листве их пылали, как огне(н, нн)ые языч(?)ки. Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнил лес. Ежевич(?)ник — густой и хва..кий — опут..вал землю; под спл..тением ползучих ветвей его искус(?)но прятались от солнца (дымчато)сизые, зрелые кисти ежевики. На мёртвой тр..ве в тени до (полу)дня лежала роса, бл..стела посеребрённая ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щ..бетаиие дроздов-рябинников нарушали тишину.

(М. Шолохов)

51. Свободный диктант. Прочитайте. Какой это вид текста - описание, повествование, рассуждение? Объясните свой выбор. Озаглавьте текст и разделите его на абзацы.

Набрёл я на п..ляну в т..йге. От л..сного п..жара она выг..рела, но па чёрной з..мле уже р..сли блестящие листики брусники. На краю были зар..сли м..лины. Соб..рал я м..лину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я р..шил узнать, что это за зверь. Сел на п..нёк и стал тихонько посвист..вать. Зверь сначала остановился и зам..р, а потом стал ко мне подкрадыва(т, ть)ся. Он думал, что я его не увижу, а в..рхушки м..линовых кустов ш..велятся и его выд..ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о п..нёк, чтобы привлеч.. его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел чёрный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья тр..щат. «Шутки плохи, — подумал я. — Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел?»

(По Г. Снегирёву)

52. Какова тема текста? Озаглавьте его. Выпишите ключевые слова и словосочетания, затем, опираясь на них, перескажите текст.

Задумывались ли вы над происхождением слов карандаш, альбом? Мы ведь ими часто пользуемся. Рассмотрим, как они появились в русском языке.

Слово карандаш заимствовано в XVIII веке из тюркских языков, где оно имело следующее значение: «тростниковая трубочка со стержнем из графита, применяемая для письма». Теперь графит вставляется и в деревянные, и в пластмассовые, и в металлические палочки, а название у них одно и то же: карандаш.

Слово альбом попало к нам в XIX веке из французского языка, в который оно пришло из латинского, где обозначало «белые листы бумаги, сшитые вместе, для стихов, рисунков». Сейчас альбомы делаются из любой бумаги. Мы в них пишем, помещаем марки, открытки, а называем одним словом: альбом.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru