Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 77. Текст и стили речи. Учебно-научная речь

  • Что такое текст? Назовите его признаки.
  • Какие типы и разновидности текстов вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

467. Как ещё можно было бы озаглавить текст В. Пескова? Докажите, что это текст-рассуждение. К какому стилю вы бы отнесли его? • Выпишите предложения с пропущенными знаками препинания, расставляя их. Из остальных предложений выпишите слова с пропусками и со скобками.

РОДИНА

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещает(?)ся в одном слове — Родина?

Родина — это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета нацеле(н, нн)ая к Луне, и птицы летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, дере-вен(?)ки. Это имена людей названия новых машин танцы, которым (не)истово хлопают во всех городах Земли.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосч..тать листьев. И всё, что мы делаем доброго, пр..бавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы далее (не)сильный ветер. Корни п..тают дерево связ..вают его с землёй.

Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каме(н, нн)ых бабах в резных наличниках в деревя(н, нн)ых игрушках и дикови(н, нн)ых храмах удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дыш..т, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из рук его, будет овея(н, нн)о мастерством его предшестве(н, нн)иков, красотой наполненной в веках. Д..вайте же будем помнить об этих корнях.

468. Расскажите о стилях. Какие стили речи вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Когда и для чего они используются?

469. Заполните таблицу «Стили речи» названиями жанров. Кратко устно охарактеризуйте каждый.

Материал для справок: статья в газету, разговор приятелей, расписка, репортаж, монография, повесть, объявление, указ, письмо другу, басня.

470. Докажите, что данный текст художественного стиля. Как бы вы его озаглавили? Спишите, расставляя пропущенные запятые и орфограммы.

      Оттепель после метели

    • Только утихла пурга
    • Разом сугробы осели
    • И пот..мнели снега.
    • В клоч..ях разорва..ой тучи
    • Блещ..т осколок луны
    • Сосен тяж..лые суч..я
    • Мокрого снега полны...
    • Скоро проснут..ся деревья
    • Скоро построившись в ряд
    • Птиц перелётных к..чевья
    • В трубы весны затрубят.

(Н.Заболоцкий)

471. Проанализируйте тексты и сравните их. Каковы коммуникативные задачи авторов писем? Кто их авторы и адресаты? Из каких частей состоят письма?

1.

Уважаемые господа!

Огромное спасибо за тёплый, дружеский приём нашего детского ансамбля «Зорюшки» администрацией города.

Было по-настоящему приятно встретиться на концертах с любителями фольклорной музыки и танцев, ощутить живой интерес к нашему творчеству. Хочется поблагодарить вас за прекрасную культурную программу, экскурсии по достопримечательностям города, посещение монастыря.

Надеемся на продолжение наших контактов.

С уважением,

художественный руководитель ансамбля «Зорюшки»

Н. Ладушкина

15 февраля 2011 г.

2.

Здравствуйте, уважаемый председатель оргкомитета Всероссийского научного форума «Нанотехнологии-2011»!

К сожалению, я не смогу присутствовать на конференции из-за болезни.

Я заранее посылал для публикации свою статью.

Очень прошу Вас выслать мне сборник статей конференции по указанному на конверте адресу.

Заранее благодарю.

С уважением,

Доктор технических наук, профессор

М. П. Буров

24.01.11г.

472. Напишите поздравительное письмо с любым весенним праздником. Выразите такое пожелание, которое будет приятно именно вашему адресату.

473. Найдите в Интернете (например, на сайте www.microsoft.ru) примеры писем официально-делового стиля. Скопируйте одно из них, охарактеризуйте его особенности.

474. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Переработайте монолог экскурсовода в диалог (полилог) со слушающими (с элементами разговорного стиля). Какая разновидность диалога (диалог-расспрос, этикетный диалог и т. п.) получилась у вас?

С самого своего зарождения русские колокола были призваны не только приглашать на богослужение верующих людей — они несли большую службу, становились участниками радостей и бед народа.

В зависимости от назначения отливались колокола разных типов.

Набатные колокола предупреждали о приближении врага, о пожарах. Горожане легко узнавали сигналы таких колоколов, так как они отличались особым звоном. Набатные колокола раньше висели на Спасской и других башнях Московского Кремля.

Вечевые колокола Великого Новгорода и других городов Древней Руси созывали свободных горожан на площади для решения важных и неотложных дел.

Часовые колокола использовались в различных часовых механизмах — курантах. Для часов на Спасской башне в начале XVII века было отлито 13 колоколов.

Все колокола состоят из трёх основных частей, которые называются «уши», «голова», «поля». Орнаменты, украшающие колокола, очень разнообразны. Чаще всего это изображения на библейские темы, гербы, различные символические фигуры и т. д.

(По Н. Захарову)

475. Разыграйте этикетный диалог - благодарность за интересную экскурсию.

476. Подготовьте доклад и выступите с ним на тему «Колокола моего города (села, храма и т.д.)». Вы можете описать колокол, его звучание, историю его создания (восстановления), назначение и т.д.

477. Работайте в паре. Дополните доклад вашего соученика на историческую, лингвистическую или литературную тему (по выбору). Дайте устный отзыв на его доклад.

478. Обменяйтесь своими мыслями по поводу высказывания Л. Толстого в дневнике: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».

Какая разновидность диалога (полилога) прозвучит в классе?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru