Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 8. Диалог как текст

Прочитайте записанный разговор и определите его тему. Сколько человек участвует в разговоре? Что такое диалог? Как выделяется на письме каждая реплика диалога?

— Ребята, вы иногда спрашиваете, почему я не поставила отличную отметку за устный ответ. Как вы думаете, как надо отвечать, чтобы получить пятёрку? — обратилась Татьяна Ивановна к классу.

Первым, как всегда, ответил Ваня:

— Я думаю, надо прежде всего слушать учителя и отвечать на его вопрос. Если спрашивают определение, то надо его проговорить дословно, как в учебнике, и привести примеры. Если дают задание объяснить написание слов, то надо сослаться на правило.

— И когда спрашивают правило, надо его не только проговорить, но и сразу привести примеры. Так и тебе самому, и учителю становится ясно, что ты понимаешь, о чём идет речь, — добавила Аня.

— Вы не сказали, ребята, как надо отвечать, чтобы отметка была отличной, — заметила Татьяна Ивановна.

Аня сразу поняла, о чём говорит учительница:

— Я думаю, надо отвечать чётко, уверенно.

— Да, вы правы, всё это важно, чтобы получить пятёрку за устный ответ, — согласилась Татьяна Ивановна.

— А скажите, Татьяна Ивановна, этот наш диалог — текст? — заинтересовался Ваня.

— Все наши реплики относятся к одной теме, связаны друг с другом. И конечно, это текст, — ответила Татьяна Ивановна.

Диалог - речевое общение двух или нескольких лиц, состоящее из обмена высказываниями-репликами. При таком общении собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего (слушающих).

Некоторые лингвисты выделяют полилог как разновидность диалога, подчёркивая участие в общении нескольких лиц (поли - много).

53. Прочитайте полилог, возникший на родительском собрании. Какова его тема и основная мысль? Докажите, что это текст.

Учительница после приветствия взяла слово первой: — Я хотела бы обсудить с вами важный вопрос. Горький писал, что доказывать человеку важность знаний — все равно что убеждать его в полезности зрения. Однако нашим детям приходится это доказывать. Как бы вы стали убеждать их, что знания им необходимы?

В беседу вступила Мария Викторовна:

— Знания дают свободу. Если мы многое знаем, то мы свободны в выборе профессии, друзей; мы сознательно выбираем свой путь.

— А я считаю, что знания помогают развивать мышление. Если для развития мышц нужна тренировка, то и для развития мышления нужны знания, — уверенно поддержал разговор Иван Дмитриевич.

Наталия Петровна добавила:

— Человек, который владеет знаниями, видит мир более разнообразным, многогранным. С каждым новым знанием какая-то неизвестная часть мира начинает оживать, дышать, становится понятной, близкой.

— Мне кажется, — подвела итог учительница, — что школа даёт знания о мире как целостной картине. Каждый человек может своей жизнью внести в эту картину что-то доброе, полезное, прекрасное. Вот что мне хотелось бы донести до наших детей.

54. Выберите из текста диалог, спишите, расставьте знаки препинания. Прочитайте его по ролям, выразительно. Как бы вы озаглавили текст?

Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. На мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотом, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск пламени вздрагивал. Я решил, что это просвечивает сердце. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.

Я показал маме светящееся сердце.

Видишь? Сказал я шёпотом.

Вижу.

От чего же оно светится? Мама подумала и тихо сказала: От работы.

А если я буду работать, моё сердце будет светиться?

Будет сказала мама.

(Ю. Яковлев)

Сравните рисунок и текст. Расскажите о кузнеце, который изображён на рисунке, учитывая содержание текста,

55. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Весенний монолог». Как вы думаете, почему поэт так назвал стихотворение?

      Всё весеннее:
      намёки и поступки,
      бездумные шаги по мостовой.
      Всё весеннее:
      бульвары и простуды,
      ветер,
      пахнущий вчерашнею травой.
      Верю я, что есть улыбка
      в этом ветре.
      Верю в ласковость и силу
      сквозняка. <...>
      И не верю
      только в синие снега.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru