Учебное пособие

Подготовка к ГИА по русскому языку

       

Синтаксический анализ сложного предложения

Тест

1. Укажите сложные предложения.

    а) Аксаков первый в русской литературе начал писать о рыбной ловле об этом удивительном занятии заставляющем человека узнать природу полюбить ее и жить с ней одной жизнью. (К.Г. Паустовский)
    б) В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду наравне с брусникой клюквой и грибами. (А. Яшин)
    в) Я сел на скамью и перегнувшись через перила поглядел вниз. (А.П. Чехов)
    г) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов. (В. Солоухин)

2. Укажите ошибки в синтаксической характеристике сложного предложения.

    Туча теперь росла быстрее еще тревожней зашелестели на опушке осины все чаще набегал холодноватый пока еще не сильный ветер. (В. Белов)

    а) Предложение повествовательное, невосклицательное.
    б) Предложение сложное, бессоюзное.
    в) Состоит из 3-х частей, соединенных интонацией.
    г) 1-ая часть двусоставная, распространенная, полная, не осложнена; 2-ая часть двусоставная, полная, распространенная, не осложнена; 3-я часть двусоставная, полная, распространенная, осложнена обособленным определением.

3. Укажите сложносочиненные предложения.

    а) Мне приходилось уже не раз бывать Под обстрелом но всегда это случалось со мной на земле на суше. (Л. Пантелеев)
    б) Россия не единая раса и в этом ее сила. (Н. Рерих)
    в) Ученицы обоих отделений Смольного института и всех классов не только не тяготились учением не называли его противным а напротив с уважением относились к нему были явно увлечены занятиями обнаруживая большую любовь к труду. (М. Пес-ковский)
    г) И сосной здесь пахнет и бузиной и мятой и всякими травами а над головой дятлы пестрые и черные с дерева на дерево перелетают. (В. Язвицкий)

4. Укажите сложноподчиненные предложения.

    а) Где-то там были счастливые люди которые говорили об яркой и полной жизни. (В. Короленко)
    б) Возвратившись в этот раз из отпуска Ростов в первый раз почувствовал и узнал до какой степени сильна его связь с Денисовым и со всем полком. (Л.Н. Толстой)
    в) Осознав что жив Андрей прыгнул вперед и подхватил ящик. (В. Распутин)
    г) Вставали очень рано когда за синевато-черными окнами проступали и разливались пунцовые полосы утренней зари и пушистые стекла светлели понемногу синели сверху. (А. Толстой)

5. Укажите бессоюзные сложные предложения.

    а) Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову отшептала их поспевающая пшеница отзвенела по камням безымянная речка текущая откуда-то с верховьев Гремя-чего буерака. (М. Шолохов)
    б) Наступал вечер народ собирался в маленьких ресторанчиках где велись бесконечные разговоры до утра. (Л. Иванова)
    в) Было ли поздно он не знал да и не мог знать. (Д. Мамин-Сибиряк)
    г) Вот теперь вечером все и сказалось именно в этот вечер свершился наконец долгожданный переворот перехода от неодетой весны к зеленеющей весне. (М. Пришвин)

6. Укажите сложные предложения с разными способами связи.

    а) Катерина Петровна очень редко писала Насте но думала о ней все дни сидя на краешке продавленного дивана так неслышно что мышь обманутая тишиной выбегала из-за печки становилась на задние лапки и долго поводя носом нюхала застоявшийся воздух. (К.Г. Паустовский)
    б) Прошло около часа как мы расстались с нашей компанией и нам оставалось немного подняться чтобы достигнуть вершины горного хребта. (С. Бородин)
    в) Впервые после войны земля была той прежней той с которой связаны детство и отрочество мечты о будущем. (В. Лидин)
    г) Сам же Лунин ничуть не сомневался что сто сороковой немецкий самолет будет вскоре сбит а произойдет ли это на день раньше вручения или на день позже считал не в пример многим безразличным. (Н. Чуковский)

7. Укажите предложение, которое соответствует данной синтаксической характеристике.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным сравнительным, состоит из двух частей соединенных интонацией и союзом ЧЕМ, 1-ая часть придаточная, двусоставная, полная, распространенная, не осложнена; 2-ая часть главная, двусоставная, неполная, распространенная, осложнена однородными обстоятельствами.

    а) Чем глубже мы знаем жизнь Пушкина тем глубже и точнее понимаем смысл его творений. (Н. Раевский)
    б) Чем внимательнее вы прочитаете учебник тем легче вам будет найти ответ на поставленный вопрос.
    в) Все было намного лучше чем в прошлый раз.
    г) Чем дальше мы продвигались тем глуше становилось кругом. (И.С. Тургенев)

8. Укажите, сколько частей в сложных предложениях.

    И вся куча дерев крыш вместе с церковью опрокинувшись верхушками вниз отдавалась в реке где картиннобезобразные старые ивы одни стоя у берегов другие совсем в воде опустив туда ветви и листья точно как бы рассматривали это изображение которым не могли налюбоваться во все продолженье своей многолетней жизни. (Н.В. Гоголь)

    а) 2
    б) 3
    в) 4
    г) 5

Ключи к тестам

1

б, г

2

г

3

а, б, г

4

а, б, в, г

5

а, г

6

б, г

7

а

8

в

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru