Учебное пособие

Подготовка к ГИА по русскому языку

       

Средства связи предложений в тексте

Предложения соединены между собой не только по смыслу, но и грамматически (повторение одних и тех же слов, местоимений, частиц). Часто предложения связаны сразу несколькими средствами связи.

Средства связи предложений в тексте:

  • лексический повтор: Важно, что типичный чеховский герой — неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого не мог ни вынести, ни сбросить. Все чеховские рассказы — это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды. (В. Набоков);
  • однокоренные слова: Воде было где разгуляться. Водный беспредел летел вниз, расширяясь вширь;
  • местоимения (личные, указательные, притяжательные): Подлинная интеллигентность необходима. Без нее трудно представить себе человеческое существование (личное местоимение). Мы подошли к колодцу. Тому самому, который искали целый день (указательное местоимение);
  • местоименные наречия (там, тогда): (1) Я долго искал улицу, где прошло мое детство. (2) Именно там я впервые ощутил себя личностью. (1-ое и 2-ое предложения связаны при помощи частицы именно и местоименного наречия там);
  • синонимы: Ассоль вздрогнула, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения. Не помня, как оставила дом, девушка бежала уже к морю. (А. Грин);
  • слова со значением части целого: Я решил в этом году отдохнуть в Крыму. В Ялте, Алуште, Севастополе — это было неважно;
  • союзы (чаще всего сочинительные): (1) Мы долго будем находиться вдали от дома. (2) Но с этим согласились все члены экспедиции. (1-ое и 2-ое предложения связаны сочинительным противительным союзом но и указательным местоимением это);
  • частицы: (1)— Много ли тогда напишешь? (2)— И очень хорошо, что немного. (1-ое и 2-ое предложения связаны частицей И и антонимами много — немного);
  • вводные слова: Одно из американских обществ защиты потребителя провело конкурс на самое дурацкое предупреждение на этикетках и в инструкциях к продающимся товарам. Впрочем, адвокаты указывают, что в последнее время сильно возросло количество вздорных судебных исков к производителям товаров;
  • единство видовременных форм: Чудо вышло наружу. Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила. (Б. Пастернак);
  • синтаксический параллелизм: Я думаю о том веке, когда не было этих слов: мое и твое. Когда люди, мирно сидя, вот как мы сейчас сидим с тобой на зеленой траве, щедро делились друг с другом тем, что им послала благодатная, ни в чем не отказывающая природа. (Сервантес);
  • неполнота предложений (в том числе парцелляция): Долго ли мы ехали? Не знаю.

Между предложениями текста существуют два вида связи: цепная и параллельная.

При цепной связи ключевое слово повторяется, заменяется синонимом или синонимическим оборотом:

    У больших художников всегда так. Стоит нам, например, произнести имя Блока, как встает перед глазами Петербург. Этот город каналов и серых призраков домов. Он наполнен особым огнем и творит мир Александра Блока, окружающий нас (В. Солоухин).

При параллельвой связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения:

    Страна Паустовского — категория духовная. Чем же характерна она? Во-первых, чутким и умным экскурсо-водом-романтиком, с помощью которого мы начинаем замечать особую красоту (В. Солоухин).

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение является главным, все последующие развивают, конкретизируют основную мысль.

Тест

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Беда в том, что на телевидении сосредотачивается вся мировая жестокость. (2) Стоило у нас объявить свободу полную и каждому, как грузовые самолеты стартовали в Америку и деловые люди, некоторые из них были еще недавно крупными партийными работниками, повезли эту кинематографическую погань сюда. (3) Попадались и художественно сделанные картинные картины, но они были подороже, их почти не брали. (4) Брали то, что в Америке даже на экраны не выходило. (5) На головы людей обрушилась лавина крови, жестокости... преступной дружбы. (6) Началось сумасшествие. (А. Герман)

  • а) Укажите связь предложений в тексте.
  • б) Укажите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

2. Укажите, чем связаны в данном тексте 1-ое и 2-ое предложения: (1) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки. (2) Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. (М. Булгаков)

  • а) лексический повтор
  • б) лексический повтор и единство временных форм
  • в) лексический повтор и местоименные наречия
  • г) лексический повтор и синтаксический параллелизм

Ключи к тестам

1

а) параллельная
б) 4

2

б, г

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru