Учебное пособие

Подготовка к ГИА по русскому языку

       

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (С2.1; С2.2)

Часть 3 ГИА предусматривает создание учащимися собственного текста (на основе текста, предложенного в части 2), который представляет из себя письменный развернутый аргументированный ответ, объемом не менее 50 слов. Учащийся должен написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем по выбору.

Задание С2.1 представляет собой сочинение-рассуж-дение на лингвистическую тему. Работа может быть написана как в научном, так и публицистическом стиле, на лингвистическом материале или в общекультурном плане.

Задание С2.2 — сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (часть 2), ответ на вопрос.

Сочинение-рассуждение должно включать в себя следующие элементы:

  • тезис;
  • аргументы;
  • вывод.

Несмотря на то, что сочинение по объему невелико, оно должно соответствовать традиционной структуре сочинения:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление должно подготовить к рассуждению, наметить подход к теме. В том случае, если будет выбрано задание С2.1, сочинение можно начать фразой, принадлежащей одному из спорящих.

Заключение должно представлять из себя вывод или следствие.

Аргументы для основной части могут быть приведены как из текста, так и из других источников.

Примерный ответ
С2.1

Можно ли обойтись без запятых? На этот вопрос, наверное, нельзя ответить однозначно. Многие писатели, поэты, считавшие себя экспериментаторами в области языка, утверждали, что можно. Но эту точку зрения разделяют далеко не все.

Думается, что запятые все-таки необходимы. Они, прежде всего, выполняют смыслоразличительную функцию. Достаточно вспомнить предложение: «Казнить (,) нельзя(,) помиловать». Одна запятая могла решить судьбу человека. Меняется смысл высказывания в зависимости от запятой и в предложении: «Я очень хотела увидеть бегемота, или (= то есть) гиппопотама». Непостав-ленная запятая будет обозначать, что это разные животные.

Запятые выполняют и интонационную функцию. Так, интонация перечисления связывает однородные члены предложения: «Швед, русский колет, рубит, режет...»

«Каждый выбирает для себя», — утверждал поэт Ю. Левитанский. Можно не ставить запятые и доставлять этим проблемы и себе, и другим. А можно относиться к ним как к своенравным, но верным друзьям.

С2.2

«Почему, на ваш взгляд, Ф. Кривин назвал это произведение полусказкой?»

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — такими словами зачастую оканчиваются сказки. И это не случайно, ведь, повествуя о волшебных событиях, они вместе с тем поднимают серьезные общечеловеческие проблемы: добра и зла, внутренней и внешней красоты, высокой цели и средств ее достижения.

Произведение Ф. Кривина, на первый взгляд, похоже на сказку: и сюжет сказочный, и главный герой — Дурак. Но за этими сказочными элементами — серьезные размышления о смысле человеческого существования, о необходимости нравственного выбора, который предстоит сделать каждому человеку.

Как часто в нашей жизни встречаются люди, которые умеют ко всему приспособиться, которые не высказывают своей точки зрения. Говорят одно, а делают другое. Так жить удобно: и начальство будет тобой довольно, и врагов не наживешь. Они даже не обманывают никого, а лишь довольствуются полуправдой. «Пусть другие кричат от отчаянья, от обиды, от боли, от голода, мы-то знаем — доходней молчание, потому что молчание — золото», — писал о таких поэт А. Галич.

И полусказка Ф. Кривина заставляет нас задуматься о том, что живем мы не в сказочном мире, где Правду можно разделить на две части, и что каждый из нас должен сделать свой выбор.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru