|
|
Учебное пособие Подготовка к ГИА по русскому языкуВыразительные средства русской фонетики«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли», — отмечал В. Короленко. Фонетическая система русского языка необычайно гибкая и выразительная, ее изобразительные средства помогают полно и ярко раскрыть замысел автора. Одним из художественных приемов, делающих текст образным и выразительным, является звукопись, она достигается:
Повторение одинаковых или сходных согласных звуков называется аллитерацией (от латинского а1 — «к, при, со»; littera — «буква»). Семь холмов — как семь колоколов,
(М. Цветаева ) Во всем четверостишии ритмично повторяются «л», «м», «н», напоминая звук колоколов, таким образом, возникает звуковой образ. Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом (от французского assonanse — созвучие): Товарищ, верь: взойдет она,
(А. Пушкин ) В данной строфе повторяются как согласные «л», «м», «н», так и гласные «о», «а», олицетворяющие волю, свободу. Смысл стихотворения зависит не только от значения слов, но и от звукового лада — звучания стихотворения. Звучание слова участвует в создании поэтического образа: И эль,
(С. Кирсанов ) Разрозненные буквы образуют вместе взятые слово «люблю», именно это поэт хочет сказать всему окружающему. Некоторые ученые-лингвисты считают, что каждый звук несет определенную смысловую нагрузку. Так, Л.П. Крысин в книге «Жизнь слова» пишет, что «звуки В, А, Р, О воспринимаются как сильные, в противоположность Ю, П... звук X оценивается как плохой, маленький, хилый, пассивный, а звук А — как большой, активный, хороший... К, Ш, Ж, Ф, Щ кажутся говорящим шероховатыми, а М, Л, Н — гладкими...» Изобразительным средством фонетики является и повтор звуков или слов в начале смежных строф, этот художественный прием называется анафора (греческое ала — «вновь» и phoros — «несущий»): Я изучил их песнь, я понимал их страсти,
(Н. Заболоцкий ) Звуковые повторы как художественный прием используются и в прозаических произведениях: «... точка, понятие, МНОжится, МНОгим смыслом и веРтит, чеР-тит мне звенья — кипяЩей, горяЩей, летяЩей, сверля-Щей спирали...» (А. Белый) На эффекте фонетического повтора строятся многие поэтические произведения. Так, существуют тавтограммы (от греческого tautos — «тот же самый», gramma — «письмо, запись») — стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы: Мой милый маг, моя Мария,
(В. Брюсов) Среди изобразительных средств фонетики следует отметить и паронимы — слова с различным написанием и сходным звучанием, они зачастую являются основой рифмы: рассвет — расцвет, весело (наречие) — весило (глагол). Интонация является неотъемлемой частью звучащей речи. Она придает речи выразительность, делает ее осмысленной. В интонации слито в единое целое смысловое, образное, изобразительное, грамматическое, эмоциональное. Интонация (от латинского intonare — «громко произносить») — ритмико-мелодическая сторона устной речи, которая служит для выражения смысла высказывания, а также чувств и настроения говорящего. Основные элементы интонации:
Логическое ударение — это выделение в речи наиболее важного слова или словосочетания. В одном и том же высказывании может быть несколько логически ударных слов, одно из которых является сильным другое — слабым: Куска лишь хлеба он просил,
(М. Лермонтов ) Логическое ударение играет важную роль в тексте: оно помогает выделить противопоставляемые понятия: «Полюбил богатый — бедную, полюбил ученый — глупую...» (М. Цветаева); выделить новое понятие: «Вот дом, который построил Джек». Пауза — обязательный элемент фразы (от латинского pausa — «прекращение»), временная остановка звучания. Пауза может разделять фразу на отдельные речевые отрезки, называемые тактами. Паузы бывают и на границе фраз (/ — обозначается короткая пауза; // — длинная пауза между фразами). Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувством). Паузы могут быть разной длительности. Длительная пауза перерастает в психологическую, усиливающую содержание высказывания. Среди психологических пауз выделяются:
Говоря о паузе как изобразительном средстве речи, следует отметить такой художественный прием, как парцелляция (от латинского particular — часть, частица) — интонационное расчленение предложения на отдельные слова или слова — на отдельные слоги: «Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли» (М. Цветаева).
Мелодика речи — это повышение голоса во время речи
Темп высказывания может быть медленным, умеренным и быстрым; это зависит от цели высказывания, речевой ситуации: Довольно грошовых истин,
(В. Маяковский) Лирический герой стихотворения Маяковского деятелен, это бунтарь, не желающий спокойной жизни, — темп речи быстрый. Круг от лампы желтой...
(А. Ахматова ) Лирическая героиня Ахматовой размышляет, раздумывает о случившемся — темп речи медленный. Тон высказывания тоже является элементом интонации. Он может выражать радость: «Так вот она, гармония природы, так вот они, ночные голоса!» (Н. Заболоцкий); печаль: «Я убит подо Ржевом в безымянном болоте, в пятой роте, на левом, при жестоком налете». (А. Твардовский); одобрение: «Он дышал, как дырявый мешок, вокзал сказал ему: “Хорошо!”» (Н. Тихонов); осуждение: «В лицо перчатку ей он бросил и сказал: “Не требую награды”». (В. Жуковский). Все элементы интонации не могут существовать изолированно, отдельно друг от друга, они сливаются воедино и помогают предельно точно отразить мысли и чувства автора. Следует отметить, что все изобразительные фонетические средства не существуют сами по себе, они помогают раскрыть богатство и выразительность русского языка.
|
|
|