Учебное пособие

Подготовка к ГИА по русскому языку

       

Выразительные средства словообразования

Словообразование — источник непрерывного пополнения словарного состава русского языка.

Большое количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. Об этом писал В.Г. Белинский: «В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в одних глаголах русских, имеющих виды. Плавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплавиться, расплыться, наплаваться, заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия ».

«Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста», — отмечал С.П. Обнорский. Действительно, образование новых слов морфологическим способом обогащает русский язык не только лексикой, обозначающей новые понятия (река — речной), но и оценкой понятия, этому служат слова с суффиксами оценки (река — речушка, уменьшительно-ласкательный суффикс). Уменьшительно-ласкательные суффиксы могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера литературного персонажа:

      Помещик был румяненький,
      Осанистый, присадистый
      Шестидесяти лет;
      ...
      Он пистолетик выхватил.
      Как сам, такой же толстенький...

(Н. Некрасов )

Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской (умный — стилистически нейтральное, умнейший — книжное, умничать — разговорное).

Одним из выразительных средств словообразования является морфемный (словообразовательный) повтор, который несет смысловую нагрузку и помогает передать чувства автора:

      Забегали, заохали, запрыгали,
      Зарыли в землю, словно клад ночной.
      Заплакали, запили, зачирикали,
      Зашифровали за трубой печной.

(М. Маркова)

      Приехала, притопала,
      Прибежала, прискакала.
      Спрашиваю: «Кто там?»
      Отвечает: «Тьма ночная».

(Н. Волкова)

К выразительным средствам словообразования относится и обыгрывание внутренней формы слова, на чем построены зачастую анекдоты, фельетоны: остепенившийся человек — человек, живущий в степи.

Поэты и писатели часто прибегают к окказионализмам — индивидуально-авторским словам и выражениям, созданным по хорошо известным словообразовательным моделям: «раззадачивай», «халабальцы», «трасси-на», «развеселье»; производные от слова «трасса» в стихотворении «Хорог-Ош»: «Вдоль по этой трассе-трас-сушке... ох ты, трасса моя, трассина». (Ю. Визбор). Окказионализмы помогают предать мысли и чувства автора.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru