Учебник для 9 класса

Биология

   

Введение

Биология (от греч. биос — жизнь и логос — учение) — наука о жизни. Она изучает живые тела природы — различные организмы (растения, животные, грибы, бактерии и вирусы) и представляет собой комплекс отдельных научных дисциплин. Эти дисциплины различаются объектами, задачами и методами исследований. Так, объектом изучения ботаники служат растения, с ними вы знакомились в 6 классе. Объектом исследования зоологии являются животные, их вы изучали в 7 классе. Помимо этих основных биологических дисциплин есть и другие, например микробиология — наука о микроорганизмах, вирусология — наука о вирусах, палеонтология — наука об ископаемых вымерших организмах.

По изучению свойств живых тел природы в биологии выделяются морфология и анатомия (науки о внешнем и внутреннем строении организмов), физиология (наука о функциях организмов), экология (наука об условиях жизни и взаимоотношениях организмов), генетика (наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов), эволюционное учение (изучает закономерности исторического развития органического мира).

Введение

Ряд биологических наук связан с использованием определенных методов исследования. Так, биохимия изучает химический состав и химические процессы, протекающие в организмах; биофизика исследует физические показатели и физические процессы в живых системах.

В связи с изучением живого на различных уровнях его организации выделяются также несколько биологических наук. Например, молекулярная биология исследует структурную организацию и процессы, происходящие на уровне отдельных молекул химических веществ, из которых состоят живые тела природы; цитология изучает клеточное строение различных организмов; попу-ляционно видовая биология рассматривает популяции и отдельные виды организмов; биогеоценология изучает биогеоценозы — различные природные сообщества нашей планеты.

Жизнь на нашей планете представлена огромным разнообразием организмов, насчитывающих свыше 2 млн видов. Они различаются формой, величиной, внутренним строением, способами передвижения, питания, дыхания, размножения, выполняемыми в природе ролями. Однако, несмотря на большое разнообразие видов растений, животных и других организмов, они обладают рядом общих признаков. Их жизнедеятельность подчинена определенным закономерностям. Общие закономерности, раскрывающие суть жизни, ее формы и историческое развитие, будут предметом рассмотрения завершающего раздела, которым вы заканчиваете изучение курса биологии в основной школе.

Этот учебник поможет вам узнать об общих закономерностях существования различных форм жизни на нашей планете. Вы познакомитесь с основными уровнями ее организации, от низшего — молекулярно-генетического до высшего — биосферного. На каждом уровне организации жизни вы рассмотрите характерные для него структурно-функциональные единицы: ген, клетку, организм, вид, биогеоценоз, биосферу. Вы научитесь характеризовать происходящие на этих уровнях организации жизни биологические процессы, например, передачу наследственной информации, обмен веществ и превращение энергии, размножение, изменчивость, наследственность, образование новых видов организмов и их историческое развитие, круговорот химических соединений в природе.

Изучение общих закономерностей жизни научит вас разбираться в путях планомерного идопустимого преобразований живой природы нашей планеты. Это необходимо для дальнейшего существования на ней человечества. Поэтому, совершенно очевидно, что наступивший век станет веком биологии, веком познания человечеством основных законов жизни.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Какие научные дисциплины выделяют в биологии? Каковы объекты их изучения?
  2. Что исследует молекулярная биология, цитология, популяционно-видовая биология, биоценология?
  3. Почему знания по биологии необходимы каждому человеку?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru