Человеческий мозг в течение всей жизни
собирает, анализирует, сортирует, обрабатывает
и хранит информацию. Только что
полученные сведения сопоставляются с
хранящимися в нашей памяти и систематизируются,
дополняя, уточняя или видоизменяя наши
представления об окружающем мире и о нас
самих. Благодаря этой огромной постоянной
работе с информацией в мозге получает
отражение объективно существующая реальность.
Эти процессы отражения, т. е. познания
человеком существенных связей и отношений
вещей или явлений, и составляют сущность
мышления.
Элементарные формы мышления, или, точнее,
способность к отражению объективной
реальности, свойственны и высшим животным.
Человеческое мышление отличается от
зачатков его у животных в первую очередь
полнотой и глубиной отражения. В мозге
животных получают отражение лишь наиболее
простые, имеющие для них непосредственное
значение закономерности и связи окружающего
мира. А человеческое мышление способно
охватить любые явления — от законов
микромира до глобальных проблем устройства
Вселенной — и познать их сущность.
Человеческое мышление имеет длинную
предысторию. Оно развивалось в процессе
практической деятельности, становления и
развития общественно-производственных
отношений одновременно с совершенствованием
нашего мозга. Результаты
познавательно-практической деятельности закреплялись в
языке и с помощью речевого общения
передавались от одного поколения к другому.
Таким образом, главная особенность
мышления состоит в том, что оно протекает
преимущественно в форме понятий, выраженных
словами, в которых закреплен человеческий
опыт. Это позволяет нам в процессе позна-
ния не ограничиваться только
непосредственной информацией, исходящей от органов
чувств, а получать представление о таких
свойствах и отношениях объектов мышления,
которые непосредственно недоступны нашему
восприятию — устройстве атома или
характере процессов, происходящих в недрах звезд.
Благодаря мышлению создается наука,
возникает возможность познания законов природы,
общества и самого мозга — носителя
нашего мышления. Вот почему мышление
называют высшей формой отражения
объективной реальности.
Орган мышления — мозг. Важные
физиологические механизмы его работы были
открыты русскими учеными И. М. Сеченовым
и И. П. Павловым. Они создали учение о
рефлекторном характере работы мозга, об услов-
норефлекторном (сигнальном) принципе
высших форм его деятельности (см. Высшая
нервная деятельность). Тем самым были
развенчаны религиозные догмы о том, что мысли
тельная деятельность человека —
проявление бестелесной, нематериальной,
божественной души. А это подрывало основы и самой
религии.
Вопрос об отношении материального и
духовного, об отношении материи и мышления
всегда был и остается центральным
вопросом философии. Вопреки идеализму и учению
церковников, утверждающих, что мышление
представляет собою якобы проявление
особого духовного начала и является первичным,
не зависящим от материи и никак не
связанным с ней самостоятельным явлением,
марксистско-ленинская философия считает материю
первичной, а мышление лишь особым свойством
высокоорганизованной материи.