Для того чтобы вид продолжал существовать,
каждое поколение должно оставить после себя
потомство, способное к размножению.
Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют
заботы о потомстве. Они просто выметывают
тысячи яиц, только из части их появляется
молодь, еще меньшее число ее вырастает и
размножается. Более надежный способ
продолжить род — после рождения ограниченного
числа детенышей обеспечить их пищей,
защитить от хищников и даже обучить некоторым
навыкам. Заботу о потомстве проявляют в
разных формах многие животные. Большинство
из них наделены специальными родительскими
инстинктами, однако у высокоорганизованных
животных важное значение имеет также
индивидуально приобретенный опыт.
В простейшем виде забота о потомстве
имеется у всех организмов и выражается в том,
что размножение происходит только в
условиях, благоприятных для потомства, — при
наличии пищи, подходящей температуре и т. д.
Забота о потомстве у многих животных
начинается с подготовки к появлению его на
свет. Часто сезонные миграции животных
связаны с перемещением в места
размножения, иногда за многие тысячи километров от
мест обитания. Животные, не совершающие
таких далеких путешествий, тоже заранее
выбирают свою гнездовую территорию, а многие
из них тщательно охраняют ее и готовят
укрытия — гнезда, норы, берлоги, приспособленные
для будущего потомства.
Сетчатый питон насиживает
яйца.
Центральноамериканский листолаз носит своих
головастиков на спине, что повышает их
выживаемость.
Много родительских забот связано с
выкармливанием потомства.
У большинства насекомых заботы о
потомстве несложны. Самке достаточно отложить
яйца в таком месте, где ее личинки нашли бы
подходящую пищу, например личинки бабоч-
ки капустной белянки — капусту. Но некоторые
насекомые специально подготавливают для
потомства кров и пищу, например собиратели
меда — осы и пчелы. А осы-охотницы
снабжают своих личинок сверчками и кузнечиками.
Прежде чем отложить яйцо, оса сфекс вводит
яд в нервные узлы своей жертвы, так что она
остается неподвижной, но живой и служит
личинке запасом свежей пищи на весь период
ее развития. У жуков-навозников в заготовке
корма для потомства — навозных шариков
участвуют не только самки, но и самцы.
У многих птиц птенцы вылупляются совер-
шенно беспомощными и нуждаются в частом
и регулярном питании, некоторые
насекомоядные птицы кормят потомство до 200 раз в день!
Иногда родители (сойки, кедровки и др.) пищу
для будущих птенцов запасают с осени.
Ласточки-береговушки строят
для гнезд норы в крутых,
обрывистых берегах рек.
Потомство выводковых птиц — кур, уток,
гусей и др. — появляется на свет
самостоятельным, умеющим плавать, ходить, клевать.
Родителям остается только водить их к корму,
воде, охранять от врагов, обогревать (см. За-
печатление).
Самки млекопитающих кормят детенышей
молоком, пока они не станут способными есть
иную пищу. У одних животных этот период
длится несколько недель, у других — дольше, а
у человекообразных обезьян — несколько лет.
Постепенно родители начинают приучать детей
к взрослой пище — показывают съедобные
растения, учат охотиться.
Многие животные защищают потомство от
врагов. У птиц для этой цели служит
колониальное гнездование, но и гнездящиеся
одиночно птицы также могут объединиться, чтобы
отогнать хищника от своих гнезд. Например,
если на дерево, где есть гнездо ворон,
пытается залезть кошка или даже человек, к нему
слетается 10—15 птиц, которые с криками
набрасываются на нарушителя спокойствия.
Большинство млекопитающих в период
воспитания детенышей более возбудимы, чем
обычно. Многие крупные дикие
млекопитающие нападают на людей именно тогда, когда
те угрожают детенышам или оказываются
близко от них. Лосиха не допускает к детенышу
никого, в том числе и других лосей.
У многих млекопитающих и птиц детеныши
подолгу остаются с родителями, приобретая
путем подражания необходимые для жизни
навыки. Это период воспитания потомства,
Родители учат детенышей выбирать и находить
пищу, воду и даже целебные растения, а так-
же укрытия для сна или на случай непогоды,
Особенно развиты эти формы родительской
заботы у млекопитающих с долгим сроком жизни. У слонов и некоторых человекообразных
обезьян подростковый период продолжается
до 8—10 лет. В воспитании потомства у них
принимают участие не только родители, но и
практически все взрослые члены группы.
Старшие братья, а особенно сестры или просто
самки, не имеющие в данный момент собственного
потомства, следят за детенышем, помогают его
кормить, ухаживают за ним, играют с ним.
В случае гибели матери они, как
правило, усыновляют осиротевшего детеныша.
Подобная коллективная форма заботы о
потомстве значительно повышает шансы на его
выживание.
Наивысшее развитие забота о потомстве
получает у человека. Он не только заботится о
жизнеобеспечении детей, но и воспитывает их,
передает им свой жизненный опыт и знания,
накопленные в истории.