Учебник для 2 класса
часть 1

Литературное чтение

       

Проверим себя и оценим свои достижения

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

* * *

        Чего себе не пожелаешь,
        того и другому не твори.

* * *

        Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

* * *

        Раз, два, три, четыре, пять,
        Будем в прятки мы играть.
        Звёзды, месяц, луг, цветы...
        Поводи пойди-ка ты!

* * *

        Трах-трах, тарарах.
        Едет мышка на ежах.
        — Подожди, колючий ёж,
        Больше ехать невтерпёж,
        Очень колешься ты, ёж.

* * *

        Сшила Саша Саньке шапку.

* * *

        — Ты пирог съел?
        — Нет, не я!
        — А ещё хочешь?
        — Хочу!

* * *

        Люли, люли, люленьки,
        Летят сизы гуленьки,
        Летят гули вон, вон,
        Несут Маше сон, сон.
        Стали гули ворковать.
        Стала Маша засыпать.

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой? Прочитайте с другом потешку в лицах.

— Тит, иди молотить!

— Живот болит.

— Тит, иди кашу есть!

— Бегу, бегу.

Где моя большая ложка?

5. Пословицы «рассыпались». Собери их.

6. Прочитай рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Собака на сене

Собака лежала под сараем на сене. Корове хотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то сама не ест и мне не даёт.

Знает кошка, чьё мясо съела

Девочка без матери зашла в погреби-цу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать.

И сказала:

— Матушка, что-то кошка лазила в по-гребицу, я её выгнала, не поела б она молоко.

Мать сказала:

— Знает кошка, чьё мясо съела.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка?

Обычно в загадке предметы не называются, а только указываются их признаки или действия, по которым можно догадаться, о чём идёт речь.

Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы?

Ты, наверное, знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

«Снегурочка»

«Волк и семеро козлят»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Маша и медведь» «Теремок»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему?

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится. .

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных?

Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?

11. Попробуй описать героев из следующих сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди».

Курочка какая? (Находчивая, равнодушная, добрая, капризная, терпеливая, заботливая.)

Лиса какая? (Хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая...)

Журавль какой? (...)

В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными.

Что будет происходить в волшебных сказках?

Какие герои будут участвовать в сказках о животных?

Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

12. Есть ли у тебя дома животные? По-пробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своего рассказа.

13. Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

15. Определи присказку.

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

    В некотором царстве, в некотором государстве.

    Жили-были старик со старухой.

    Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

    Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай, из какой сказки взяты строки. Прочитай разговор (диалог) героев.

— Здравствуй, сестрица!

— Здравствуй, братец!

— Дай мне рыбки!

— Налови сам, да и кушай.

— Я не умею.

— Эка, ведь я наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь...

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

  • Определи, какие чувства надо передать.
  • Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
  • Обрати внимание на знак препинания.
  • Выбери тон и темп чтения.
  • Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

  • какой месяц год начинает;
  • в чём особенности декабря?

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или Интернете.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru