Учебник для 2 класса
часть 1

Литературное чтение

       

Что это было?

Д. Хармс

        Я шёл зимою вдоль болота
        в галошах, в шляпе и в очках.
        Вдруг по реке пронёсся кто-то
        на металлических крючках.

        Я побежал скорее к речке,
        а он бегом пустился в лес,
        к ногам приделал две дощечки, присел,
        подпрыгнул и исчез.

        И долго я стоял у речки,
        и долго думал, сняв очки:
        «Какие странные дощечки
        и непонятные крючки!»

Проверяем свои знания

  1. Как ты ответишь на вопрос в названии?
  2. Какое чувство ты передашь при чтении: удивление, радость, грусть?

Очень-очень вкусный пирог

Н. Гернет, Д. Хармс

        Я захотел устроить бал,
        И я гостей к себе ... .

        Купил муку, купил творог,
        Испёк рассыпчатый ... .

        Пирог, ножи и вилки тут —
        Но что-то гости не ... .

        Я ждал, пока хватило сил,
        Потом кусочек ... .

        Потом подвинул стул и сел
        И весь пирог в минуту ... .

        Когда же гости подошли,
        То даже крошек не ... .

Проверяем свои знания

  1. Подставь недостающие слова.
  2. Соотнеси название и содержание стихотворения. Как они согласуются? Что вызывает у тебя улыбку? С какой интонацией произнесёшь название стихотворения?

Чудаки

Ю. Владимиров

        Я послал на базар чудаков,
        Дал чудакам пятаков,
        Один пятак на кушак,
        Другой пятак на колпак,
        А третий пятак так.

        По пути на базар чудаки
        Перепутали все пятаки,
        Который пятак на кушак,
        Который пятак на колпак,
        А который пятак так.

        Только ночью пришли чудаки,
        Принесли мне назад пятаки.
        — Извините, но с нами беда:
        Мы забыли — который куда.
        Который пятак на кушак,
        Который пятак на колпак,
        А который пятак так.

Проверяем свои знания

  1. Какая беда произошла на базаре с чудаками? Прочитай.
  2. Как ты думаешь, ситуация, о которой рассказывает автор: весёлая, грустная, забавная, поучительная?
  3. Кого мы называем чудаками?
  4. Соответствует ли название стихотворения его содержанию?

Учёный Петя

А. Введенский

        Вот сидит пред вами Петя,
        Он умнее всех на свете,
        Всё он знает,
        Понимает,
        Всё другим он объясняет.

        Подходили дети к Пете,
        Говорили с Петей дети:
        — Петя, Петя, ты учёный, —
        Говорят они ему:
        — Облетает лист зелёный,
        Объясни нам, почему?

        И ответил Петя:
        — Дети!
        Хорошо,
        Я объясню.

        Лист зелёный облетает,
        По траве сухой шуршит,
        Потому что он плохими
        К ветке нитками пришит.

        Услыхали это дети И сказали:
        — Что ты, Петя,
        Неужели в самом деле,
        В САМОМ ДЕЛЕ
        ЭТО ТАК?

        И опять сказали дети:
        — Если ты всё знаешь, Петя,
        Если ты умнее всех, —
        Расскажи-ка нам про снег.
        Не поймём — зачем зимою
        Снег на улице валит,
        И над белою землёю
        Больше зяблик не летит?

        И ответил Петя:
        — Дети!
        Ладно, ладно,
        Расскажу.

        Знаю очень хорошо:
        Снег — зубной порошок,
        Но особый, интересный,
        Не земной, а небесный.
        Зяблик больше не летает,
        Как известно, оттого:
        Крылья к туче примерзают,
        Примерзают у него.

        Услыхали это дети,
        Удивились:
        — Что ты, Петя,
        Неужели
        В самом деле,
        В САМОМ ДЕЛЕ
        ОТТОГО?

        И тогда сказали дети:
        — Хороши ответы эти,
        Но ответить на вопросы
        Мы ещё тебя попросим:
        Видишь, стали дни короче,
        И длиннее стали ночи?
        Почему, ответь потом,
        Вся река покрыта льдом?

        И ответил Петя:
        — Дети!
        Так и быть уж,
        Объясню.

        Рыбы в речке строят дом
        Для своих детишек
        И покрыли речку льдом —
        Он им вместо крыши.
        Оттого длиннее ночи,
        Оттого короче дни,
        Что мы рано стали очень
        Зажигать в домах огни.

        Услыхали это дети,
        Засмеялись:
        — Что ты, Петя,
        Неужели в самом деле,
        В САМОМ ДЕЛЕ
        ОТТОГО?

        Как вы думаете, дети:
        А не врёт ли это Петя?

Проверяем свои знания

  1. Как бы ты ответил на вопрос автора?
  2. В чём заключалась учёность Пети? Ответь словами из стихотворения.
  3. Как надо прочитать название стихотворения: с восхищением, с усмешкой, с грустью?
  4. Что подсказывает тебе правильный ответ?
  5. Соотнеси название и содержание стихотворения. Что вызывает у тебя улыбку?
  6. Придумай самостоятельно похожую историю.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru