Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Иван Захарович Суриков

Детство

        Вот моя деревня;
        Вот мой дом родной;
        Вот качусь я в санках
        По горе крутой;

        Вот свернулись санки,
        И я на бок — хлоп!
        Кубарем качуся
        Под гору, в сугроб.

        И друзья-мальчишки,
        Стоя надо мной,
        Весело хохочут
        Над моей бедой.

        Всё лицо и руки
        Залепил мне снег...
        Мне в сугробе горе,
        А ребятам смех!

        Но меж тем уж село
        Солнышко давно;
        Поднялася вьюга,
        На небе темно.

        Весь ты перезябнешь, —
        Руки не согнёшь, —
        И домой тихонько,
        Нехотя бредёшь.

        Ветхую шубёнку
        Скинешь с плеч долой;
        Заберёшься на печь
        К бабушке седой.

        И сидишь, ни слова...
        Тихо всё кругом;
        Только слышишь: воет
        Вьюга за окном.

        В уголке, согнувшись,
        Лапти дед плетёт;
        Матушка за прялкой
        Молча лён прядёт.

        Избу освещает
        Огонёк светца;
        Зимний вечер длится,
        Длится без конца...

        И начну у бабки
        Сказки я просить;
        И начнёт мне бабка
        Сказку говорить:

        Как Иван-царевич
        Птицу-жар поймал,
        Как ему невесту
        Серый волк достал.

        Слушаю я сказку —
        Сердце так и мрёт;
        А в трубе сердито
        Ветер злой поёт.

        Я прижмусь к старушке...
        Тихо речь журчит,
        И глаза мне крепко
        Сладкий сон смежит.

        И во сне мне снятся
        Чудные края.
        И Иван-царевич —
        Это будто я.

        Вот передо мною
        Чудный сад цветёт;
        В том саду большое
        Дерево растёт.

        Золотая клетка
        На сучке висит;
        В этой клетке птица,
        Точно жар, горит;

        Прыгает в той клетке,
        Весело поёт;
        Ярким чудным светом
        Сад весь обдаёт.

        Вот я к ней подкрался
        И за клетку — хвать!
        И хотел из сада
        С птицею бежать.

        Но не тут-то было!
        Поднялся шум, звон;
        Набежала стража
        В сад со всех сторон.

        Руки мне скрутили
        И ведут меня...
        И, дрожа от страха,
        Просыпаюсь я.

        Уж в избу, в окошко,
        Солнышко глядит;
        Пред иконой бабка
        Молится, стоит.

        Весело текли вы,
        Детские года!
        Вас не омрачали
        Горе и беда.

Проверяем свои знания

  1. Обсудите с другом. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?
  2. От чьего имени ведётся повествование?
  3. В каких строках выражена главная мысль? Почему по ходу повествования меняется настроение?
  4. Найди строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. А ты любишь сказки? Назови самые любимые. Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Как ты прочтёшь эти строки: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?

Зима

        Белый снег, пушистый
        В воздухе кружится
        И на землю тихо
        Падает, ложится.

        И под утро снегом
        Поле забелело,
        Точно пеленою
        Всё его одело.

        Тёмный лес что шапкой
        Принакрылся чудной
        И заснул под нею
        Крепко, непробудно...

        Божьи дни коротки,
        Солнце светит мало,
        Вот пришли морозцы —
        И зима настала.

        Труженик-крестьянин
        Вытащил санишки,
        Снеговые горы
        Строят ребятишки.

        Уж давно крестьянин
        Ждал зимы и стужи,
        И избу соломой
        Он укрыл снаружи.

        Чтобы в избу ветер
        Не проник сквозь щели,
        Не надули б снега
        Вьюги и метели.

        Он теперь покоен —
        Всё кругом укрыто,
        И ему не страшен
        Злой мороз, сердитый.

Проверяем свои знания

  1. О каком времени года говорит поэт? Какие слова помогают это понять? Что произошло с природой с приходом зимы? Опиши.
  2. Какие приёмы использует поэт для создания образов?
  3. С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что даёт нам такое сравнение?
  4. Как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступлением зимы?
  5. Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передай её при выразительном чтении.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru