Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Пушкин Александр Сергеевич

* * *

«Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», — писал в своём дневнике Александр Блок.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошёл в жизнь празднично.

В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.

Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя — Василий Львович — был известным поэтом.

Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.

Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию».

Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски.

Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.

Проверяем свои знания

    Есть ли музей А. С. Пушкина в твоём городе? Вместе с родителями побывайте в музее и подготовьте сообщение «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Обратись за дополнительной информацией в библиотеку.

* * *

        ...За весной, красой природы,
        Лето знойное пройдёт —
        И туман, и непогоды
        Осень поздняя несёт:
        Людям скучно, людям горе;
        Птичка в дальние страны,
        В тёплый край, за сине море,
        Улетает до весны.

(Из поэмы «Цыганы»)

* * *

        Уж небо осенью дышало,
        Уж реже солнышко блистало,
        Короче становился день,
        Лесов таинственная сень
        С печальным шумом обнажалась,
        Ложился на поля туман,
        Гусей крикливых караван
        Тянулся к югу: приближалась
        Довольно скучная пора;
        Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Проверяем свои знания

  1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
  2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

* * *

        В тот год осенняя погода
        Стояла долго на дворе,
        Зимы ждала, ждала природа.
        Снег выпал только в январе
        На третье в ночь.
        Проснувшись рано,
        В окно увидела Татьяна
        Поутру побелевший двор,
        Куртины, кровли и забор,
        На стёклах лёгкие узоры,
        Деревья в зимнем серебре,
        Сорок весёлых на дворе
        И мягко устланные горы
        Зимы блистательным ковром.
        Всё ярко, всё бело кругом.

(Из романа «Евгений Онегин»)

* * *

        Опрятней модного паркета
        Блистает речка, льдом одета.
        Мальчишек радостный народ
        Коньками звучно режет лёд;
        На красных лапках гусь тяжёлый,
        Задумав плыть по лону вод,
        Ступает бережно на лёд,
        Скользит и падает; весёлый
        Мелькает, вьётся первый снег,
        Звездами падая на брег.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Проверяем свои знания

  1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
  2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
  3. Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?
  4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Зимнее утро

        Мороз и солнце; день чудесный!
        Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
        Пора, красавица, проснись:
        Открой сомкнуты негой взоры
        Навстречу северной Авроры,
        Звездою севера явись!

        Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
        На мутном небе мгла носилась;
        Луна, как бледное пятно,
        Сквозь тучи мрачные желтела,
        И ты печальная сидела —
        А нынче... погляди в окно:

        Под голубыми небесами
        Великолепными коврами,
        Блестя на солнце, снег лежит;
        Прозрачный лес один чернеет,
        И ель сквозь иней зеленеет,
        И речка подо льдом блестит.

        Вся комната янтарным блеском
        Озарена. Весёлым треском
        Трещит затопленная печь.
        Приятно думать у лежанки.
        Но знаешь: не велеть ли в санки
        Кобылку бурую запречь?

        Скользя по утреннему снегу,
        Друг милый, предадимся бегу
        Нетерпеливого коня
        И навестим поля пустые,
        Леса, недавно столь густые,
        И берег, милый для меня.

Проверяем свои знания

  1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
    • Как выглядит комната в это утро?
    • Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
  2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
  3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Зимний вечер

        Буря мглою небо кроет,
        Вихри снежные крутя;
        То, как зверь, она завоет,
        То заплачет, как дитя,
        То по кровле обветшалой
        Вдруг соломой зашумит,
        То, как путник запоздалый,
        К нам в окошко постучит.

        Наша ветхая лачужка
        И печальна, и темна.
        Что же ты, моя старушка,
        Приумолкла у окна?
        Или бури завываньем
        Ты, мой друг, утомлена,
        Или дремлешь под жужжаньем
        Своего веретена?

        Выпьем, добрая подружка
        Бедной юности моей,
        Выпьем с горя; где же кружка?
        Сердцу будет веселей.

        Спой мне песню, как синица
        Тихо за морем жила;
        Спой мне песню, как девица
        За водой поутру шла.

        Буря мглою небо кроет,
        Вихри снежные крутя;
        To, как зверь, она завоет,
        То заплачет, как дитя.
        Выпьем, добрая подружка
        Бедной юности моей.
        Выпьем с горя; где же кружка?
        Сердцу будет веселей.

Проверяем свои знания

  1. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
  2. Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
  3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
  4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru