Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Лермонтов Михаил Юрьевич

* * *

Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, когда был маленьким, часто говорил в рифму.

Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов её пение и скажет:

      Эта птичка хороша, У неё поёт душа.

Или уйдёт мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковёр около двери и ждёт её, ждёт, а потом скажет:

      Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт.

И взрослые гости, и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.

— Какое дитя интересное! — говорили некоторые гости. — Ещё и ходить не умеет как следует, а уже говорит, да всё в рифму.

— Надо записывать за Мишелем его изречения, — советовали другие гости. — Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.

Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться.

И получилось, что стихи, которые сочинял совсем маленький поэт Лермонтов, никто не запомнил и мы их не знаем. А те, что вы прочитали, просто написаны для примера. Быть может, Михаил Юрьевич сочинял гораздо лучше, хотя ему было два или три года.

Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Он жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Папу Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, он был офицером. Юрий Петрович поссорился и с мамой маленького Лермонтова, и с бабушкой. Поэтому он жил отдельно. И воспитывала Мишеля бабушка, потому что мама скоро умерла.

После учёбы в Москве Лермонтов переехал в Санкт-Петербург и поступил в офицерскую школу.

А в дни, когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта — молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались «На смерть Поэта». Их переписывали и заучивали наизусть. А офицера Лермонтова за то, что он в этих своих стихах говорил правду про тех, кто правил страной, арестовали и сослали на Кавказ, на войну.

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет — двадцать семь. И всё-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А всё потому, что стихи эти — словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны.

(В. Воскобойников)

* * *

      Горные вершины
      Спят во тьме ночной;
      Тихие долины
      Полны свежей мглой;
      Не пылит дорога,
      Не дрожат листы...
      Подожди немного,
      Отдохнёшь и ты.

* * *

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна,
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
      В том крае, где солнца восход,
      Одна и грустна на утёсе горючем
      Прекрасная пальма растёт.

Проверяем свои знания

  1. Прочитай стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
  2. Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — ты мог бы подобрать к стихотворению «Горные вершины...»?
  3. Рассмотри репродукцию картины И. Шишкина. Совпадает ли она по настроению со стихотворением «На севере диком...»? Обоснуй своё мнение.

Утёс

      Ночевала тучка золотая
      На груди утёса-великана,
      Утром в путь она умчалась рано,
      По лазури весело играя;
      Но остался влажный след в морщине
      Старого утёса. Одиноко
      Он стоит, задумался глубоко,
      И тихонько плачет он в пустыне.

Проверяем свои знания

  1. Прочитай внимательно, неторопливо стихотворение «Утёс». Какое настроение у тебя возникает? Какие картины рисует твоё воображение?
  2. Тучку поэт изображает как живую. Докажи.

Осень

      Листья в поле пожелтели,
      И кружатся, и летят;
      Лишь в бору поникши ели
      Зелень мрачную хранят.
      Под нависшею скалою
      Уж не любит меж цветов
      Пахарь отдыхать порою
      От полуденных трудов.
      Зверь отважный поневоле
      Скрыться где-нибудь спешит.
      Ночью месяц тускл и поле
      Сквозь туман лишь серебрит.

Проверяем свои знания

  1. Прочитай стихотворение «Осень». Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?
  2. Выдели слова, с помощью которых поэт создаёт определённое настроение. Как ритм помогает восприятию стихотворения?
  3. Какие краски будут преобладать в иллюстрации, которую ты мог бы сделать к этому произведению?
  4. Выучи одно из стихотворений Лермонтова.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru