Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Проверим себя и оценим свои достижения

1. Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему?

2. Вспомни и перечитай стихотворение Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...», с которым ты познакомился во 2 классе. Перечитай стихотворения поэта о зиме из этого раздела.

3. Расскажи, какой изображает зиму Пушкин.

В этом тебе помогут вопросы:

  • Какие зимние картины рисует поэт: радостные, весёлые, грустные, мрачные? Объясни.
  • Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему?
  • Почему поэт в стихотворении «Вот север, тучи нагоняя...» называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство?
  • Любит ли Пушкин зиму?

Почему ты так думаешь?

4. Перечитай стихотворение Лермонтова «Осень». Сравни первые четыре строки этого произведения с данными предложениями:

      В поле пожелтели листья,
      И летят, и кружатся;
      В бору лишь поникшие ели
      Хранят мрачную зелень.

Можно ли назвать эти предложения стихами? Что исчезло? Объясни.

5. Восстанови текст по смыслу. Переделай его так, чтобы у тебя получилось стихотворение. Прочитай получившиеся стихи своим друзьям.

      А с рассветом на село,
      На поля, на пустынный сад
      Ночью бушевала буря,
      Понесло первым снегом.

6. Какое чувство ты испытал при чтении стихотворений Лермонтова: печали, лёгкой грусти, страха, веселья, радости? Как ты думаешь, почему у тебя возникло такое чувство?

7. Баснописцы, как правило, изображают своих героев в комических (смешных) ситуациях. Подумай почему.

Сатира и юмор — это смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают.

8. Перечитай произведения Крылова. По каким признакам можно определить, что это басни?

9. Вспомни героев басен Крылова. Что необычного в их изображении? Подумай, почему баснописец наделяет своих героев качествами людей.

10. Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные и птицы, наделённые человеческими характерами. Читателю предстоит самому догадаться, что речь в басне идёт о человеческих недостатках. Понял ли ты, в чём заключается иносказательность басен? Приведи примеры.

11. Знаешь ли ты, что Лев Николаевич Толстой большую часть жизни прожил в своём имении Ясная Поляна, недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению.

Многие рассказы и басни, прочитанные тобой, вошли в его книгу «Азбука».

Расскажи, какие произведения Толстого ты читал. Были ли среди этих произведений стихотворения, сказки, басни, рассказы?

12. Какое произведение Толстого тебе особенно запомнилось? Почему?

13. Кто главные герои прочитанных тобой произведений Толстого? О чём и о ком рассказывает писатель своим читателям? Чему он их хочет научить? Что нового ты узнал из рассказов Толстого?

14. Находишь ли ты что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Толстого «Прыжок» и «Акула»?

15. Как ты считаешь, похожи ли мальчики, герои двух рассказов Толстого? Чем?

16. Какой из прочитанных рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление?

17. Знаешь ли ты другие произведения Толстого о животных? Запиши их названия в «Рабочую тетрадь».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru