Учебник для 3 класса
(часть 1)

Литературное чтение

       

Проверим себя и оценим свои достижения

1. В чём отличие литературной сказки от фольклорной? А в чём сходство? Используй опорные слова (создаются народом; сочиняют авторы; разные сказки: о животных, волшебные и бытовые; животные изображаются по-особому; чудеса; добрые, смелые, трудолюбивые герои; необычные, часто смешные ситуации).

2. Восстанови текст сказки Мамина-Сибиряка: собрались старые зайцы, ... маленькие зайчата, ... старые зайчихи.

Объясни, почему автор употребил именно эти слова, а не какие-нибудь другие, близкие по смыслу.

3. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

  • лягушки не умеют летать;
  • прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным;
  • из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

    Смелость города берёт.

    Смелый приступ — половина победы.

    Терпенье и труд всё перетрут.

5. Прочитай стихотворения Бальмонта. В какой раздел учебника ты бы их поместил? Объясни своё мнение.

Фея и снежинки

        Катаясь на коньках,
        По льду скользила Фея.
        Снежинки, тихо рея,
        Рождались в облаках.
        Родились — и скорей
        Сюда, скорей, скорее.
        Из мира снежных фей
        К земной скользящей Фее.

Гномы

        На лугу большие кучи
        Свежевырытой земли.
        Лето. Жарко. Полдень жгучий.
        Дым стоит вдали.

        Кто здесь рылся?
        Может, гномы,
        Всей смешной толпой своей,
        Строят нижние хоромы
        Для своих царей?

        Города во тьме возводят,
        Строят замки под землёй
        И, уродливые, ходят
        Под моей ногой?

        Зажигают вырезные
        Лампы в царстве темноты?
        Нет, ошибся. То — слепые
        Чёрные кроты.

У чудищ

        Я был в избушке на курьих ножках.
        Там всё, как прежде. Сидит Яга.
        Пищали мыши и рылись в крошках.
        Старуха злая была строга.

        Но я был в шапке, был в невидимке,
        Стянул у старой две нитки бус.
        Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке,
        И вот со смехом кручу свой ус.

        Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
        Найду для песен там жемчугов.
        До самой пасти приближусь к Змею.
        Узнаю тайны и был таков.

6. Сделай свои иллюстрации к стихотворению «У чудищ». Перед тем как приступить к работе, определи:

  • о чём важном хотел сказать автор;
  • какие основные, определяющие смысл стихотворения слова можно выделить;
  • всё ли нужно изображать в иллюстрации или достаточно выбрать один-два сюжета.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru