Учебник для 4 класса
(Часть 1)

Литературное чтение

       

Конёк-Горбунок

(окончание)

        Вот он въехал в конный ряд.
        На колени все тут пали
        И «ура!» царю кричали.
        Царь раскланялся и вмиг
        Молодцом с повозки прыг...
        Глаз своих с коней не сводит,
        Справа, слева к ним заходит,
        Словом ласковым зовёт,
        По спине их тихо бьёт,
        Треплет шею их крутую,
        Гладит гриву золотую,
        И, довольно насмотрясь,
        Он спросил, оборотясь
        К окружавшим: «Эй, ребята!
        Чьи такие жеребята?


        Кто хозяин?» — Тут Иван,
        Руки в боки, словно пан,
        Из-за братьев выступает
        И, надувшись, отвечает:
        «Эта пара, царь, моя,
        И хозяин — тоже я».
        — «Ну, я пару покупаю!
        Продаёшь ты?» — «Нет, меняю».
        — «Что в промен берёшь добра?»
        — «Два-пять шапок серебра».
        — «То есть, это будет десять».

        Царь тотчас велел отвесить
        И, по милости своей,
        Дал в прибавок пять рублей.
        Царь-то был великодушный!
        Повели коней в конюшни
        Десять конюхов седых,
        Все в нашивках золотых,
        Все с цветными кушаками
        И с сафьянными бичами.
        Но дорогой, как на смех,
        Кони с ног их сбили всех,
        Все уздечки разорвали
        И к Ивану прибежали.
        Царь отправился назад,
        Говорит ему: «Ну, брат,
        Пара нашим не даётся:
        Делать нечего, придётся
        Во дворце тебе служить:
        Будешь в золоте ходить,
        В красно платье наряжаться,
        Словно в масле сыр кататься,
        Всю конюшенну мою
        Я в приказ тебе даю,
        Царско слово в том порука.

        Что, согласен?» — «Эка штука!
        Во дворце я буду жить,
        Буду в золоте ходить,
        В красно платье наряжаться,
        Словно в масле сыр кататься,
        Весь конюшенный завод
        Царь в приказ мне отдаёт;
        То есть я из огорода
        Стану царский воевода.
        Чудно дело! Так и быть,
        Стану, царь, тебе служить.
        Только, чур, со мной не драться
        И давать мне высыпаться,
        А не то я был таков!»
        Тут он кликнул скакунов
        И пошёл вдоль по столице,
        Сам махая рукавицей,
        И под песню дурака
        Кони пляшут трепака;
        А конёк его — горбатко —
        Так и ломится вприсядку,
        К удивленью людям всем.
        Два же брата между тем
        Деньги царски получили,
        В опояски их зашили
        И отправили гонца,
        Чтоб обрадовать отца.
        Дома дружно поделились,
        Оба враз они женились,
        Стали жить да поживать,
        Да Ивана поминать.

        Но теперь мы их оставим,
        Снова сказкой позабавим
        Православных христиан,
        Что наделал наш Иван,
        Находясь на службе царской,
        При конюшне государской...
        Как хитро поймал Жар-птицу,
        Как похитил Царь-девицу,
        Как он ездил за кольцом,
        Как был на небе послом,
        Как он в Солнцевом селенье
        Киту выпросил прощенье;
        Как, к числу других затей,
        Спас он тридцать кораблей;
        Как в котлах он не сварился,
        Как красавцем учинился;
        Словом: наша речь о том,
        Как он сделался царём.

Проверяем свои знания

  1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения. Найди в сказке и выпиши в «Рабочую тетрадь»:
    • присказку;
    • зачин;
    • сказочных героев;
    • троекратные повторы.
  2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
  3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так:
    • из жадности;
    • из скупости;
    • из желания достичь своей цели;
    • из стремления быть добрыми и честными?

    Почему они всё время обманывали?

    Как ты объяснишь поступки братьев?

  4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
  5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
  6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, чтобы всем было интересно слушать.
  7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.
  8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
  9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
  10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:

      Хоть Ивана вы умнее,
      Да Иван-то вас честнее?

  11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.
  12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в «Рабочую тетрадь», где ты будешь искать необходимую информацию.
  13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru