>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 4 класса
(Часть 1)

Литературное чтение

       

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

(Окончание)

        В тот же день царица злая,
        Доброй вести ожидая,
        Втайне зеркальце взяла
        И вопрос свой задала:
        «Я ль, скажи мне, всех милее,
        Всех румяней и белее?»
        И услышала в ответ:
        «Ты, царица, спору нет,
        Ты на свете всех милее,
        Всех румяней и белее».

        За невестою своей
        Королевич Елисей
        Между тем по свету скачет.
        Нет как нет! Он горько плачет,
        И кого ни спросит он,
        Всем вопрос его мудрён;
        Кто в глаза ему смеётся,
        Кто скорее отвернётся;
        К красну солнцу наконец
        Обратился молодец:
        «Свет наш солнышко! ты ходишь
        Круглый год по небу, сводишь
        Зиму с тёплою весной,
        Всех нас видишь под собой.
        Аль откажешь мне в ответе?
        Не видало ль где на свете
        Ты царевны молодой?
        Я жених ей». — «Свет ты мой,
        — Красно солнце отвечало, —
        Я царевны не видало.
        Знать, её в живых уж нет.
        Разве месяц, мой сосед,
        Где-нибудь её да встретил
        Или след её заметил».
        Тёмной ночки Елисей
        Дождался в тоске своей.
        Только месяц показался,
        Он за ним с мольбой погнался.
        «Месяц, месяц, мой дружок,
        Позолоченный рожок!
        Ты встаёшь во тьме глубокой,
        Круглолицый, светлоокий,
        И, обычай твой любя,
        Звёзды смотрят на тебя.
        Аль откажешь мне в ответе?
        Не видал ли где на свете
        Ты царевны молодой?
        Я жених ей». — «Братец мой,
        — Отвечает месяц ясный, —
        Не видал я девы красной.
        На стороже я стою
        Только в очередь мою.
        Без меня царевна, видно,
        Пробежала». — «Как обидно!»
        — Королевич отвечал.
        Ясный месяц продолжал:
        «Погоди; об ней, быть может,
        Ветер знает. Он поможет.
        Ты к нему теперь ступай,
        Не печалься же, прощай».

        Елисей, не унывая,
        К ветру кинулся, взывая:
        «Ветер, ветер! Ты могуч,
        Ты гоняешь стаи туч,
        Ты волнуешь сине море,
        Всюду веешь на просторе,
        Не боишься никого,
        Кроме Бога одного.
        Аль откажешь мне в ответе?
        Не видал ли где на свете
        Ты царевны молодой?
        Я жених её». — «Постой,
        — Отвечает ветер буйный, —
        Там за речкой тихоструйной
        Есть высокая гора,
        В ней глубокая нора,
        В той норе, во тьме печальной,
        Гроб качается хрустальный
        На цепях между столбов.
        Не видать ничьих следов
        Вкруг того пустого места;
        В том гробу твоя невеста».

        Ветер дале побежал.
        Королевич зарыдал
        И пошёл к пустому месту
        На прекрасную невесту
        Посмотреть ещё хоть раз.
        Вот идёт, и поднялась
        Перед ним гора крутая;
        Вкруг неё страна пустая;
        Под горою тёмный вход.
        Он туда скорей идёт.
        Перед ним, во мгле печальной,
        Гроб качается хрустальный,
        И в хрустальном гробе том
        Спит царевна вечным сном.
        И о гроб невесты милой
        Он ударился всей силой.
        Гроб разбился. Дева вдруг
        Ожила. Глядит вокруг
        Изумлёнными глазами,
        И, качаясь над цепями,
        Привздохнув, произнесла:
        «Как же долго я спала!»
        И встаёт она из гроба...
        Ах!., и зарыдали оба.
        В руки он её берёт
        И на свет из тьмы несёт,
        И, беседуя приятно,
        В путь пускаются обратно,
        И трубит уже молва:
        Дочка царская жива!

        Дома в ту пору без дела
        Злая мачеха сидела
        Перед зеркальцем своим
        И беседовала с ним,
        Говоря: «Я ль всех милее,
        Всех румяней и белее?»
        И услышала в ответ:
        «Ты прекрасна, слова нет,
        Но царевна всё ж милее,
        Всё румяней и белее».
        Злая мачеха, вскочив,
        Об пол зеркальце разбив,
        В двери прямо побежала
        И царевну повстречала.
        Тут её тоска взяла,
        И царица умерла.
        Лишь её похоронили,
        Свадьбу тотчас учинили,
        И с невестою своей
        Обвенчался Елисей;
        И никто с начала мира
        Не видал такого пира;
        Я там был, мёд, пиво пил,
        Да усы лишь обмочил.

Проверяем свои знания

  1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
  2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
  3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
  4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.

    Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

  5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:
    • о чём важном хотел сказать автор в каждой части;
    • какие слова помогают представить будущий рисунок;
    • что именно нужно изобразить и почему.
  6. Подробно перескажи одну из частей сказки.

    Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые используешь в своём пере- ^ сказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

  7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
  8. Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru