Учебник для 4 класса
(Часть 1)

Литературное чтение

       

Фёдор Иванович Тютчев

* * *

        Ещё земли печален вид,
        А воздух уж весною дышит,
        И мёртвый в поле стебль колышет,
        И елей ветви шевелит.
        Ещё природа не проснулась,
        Но сквозь редеющего сна
        Весну послышала она
        И ей невольно улыбнулась...

Проверяем свои знания

  1. Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну?
  2. Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы? А как поэт создаёт образ пробуждающейся природы? Что необычного в её изображении?
  3. Почему в стихотворении так много глаголов? Объясни своё мнение.
  4. Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?
  5. Приготовься к выразительному чтению произведения Тютчева. Вспомни, как это надо делать.

* * *

        Как неожиданно и ярко,
        На влажной неба синеве,
        Воздушная воздвиглась арка
        В своём минутном торжестве!
        Один конец в леса вонзила,
        Другим за облака ушла —
        Она полнеба обхватила
        И в высоте изнемогла.

        О, в этом радужном виденье
        Какая нега для очей!
        Оно дано нам на мгновенье,
        Лови его — лови скорей!
        Смотри — оно уж побледнело,
        Ещё минута, две — и что ж?
        Ушло, как то уйдёт всецело,
        Чем ты и дышишь и живёшь.

Проверяем свои знания

  1. Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?
  2. О чём просит читателя автор? Почему?
  3. Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?
  4. Каким настроением проникнуто произведение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения.
  5. Как бы ты озаглавил произведение? Запиши свои варианты в «Рабочую тетрадь».
  6. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для его чтения?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru