Учебник для 10 класса

Естествознание

       

§ 82. Формирование человека разумного

Ты вопрос задаешь мне: что есть человек?
И вопрос не простой и нелегкий ответ.
Человек — это знак из пучин мирозданья,
Он всплывет на мгновенье и тонет навек.
О. Хайям

Каково место неандертальца в родословной человека? Как и где шла эволюция человека разумного? Почему сформировались расы человека? Какова роль культуры и социальных факторов в эволюции человека? Возможна ли эволюция современного человека?

Урок-семинар

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА. Выяснить, как шла эволюция человека разумного и какие факторы сыграли первостепенную роль в этом процессе.

ПЛАН СЕМИНАРА

  1. Неандерталец и его связь с эволюцией человека разум-г ного.
  2. Гипотезы о возникновении человека разумного.
  3. Человек и его расы.
  4. Эволюция человека разумного.

Необходимые источники информации

  1. Вишняцкий Л. Б. Человек в лабиринте эволюции/Л. Б. Вишняцкий. — М.. Весь Мир. 2004
  2. Джохансон Д. Люси Истоки рода человеческого / Д Джохансон, М. Иди.— М.: Мир. 1984.
  3. Эйдельман Н. Я. Ищу предка / Н. Я. Эйдельман. — М.: Молодая гвардия. 1970.
  4. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей / В. Р. Дольник. — СПб.: Черо-на-Неве, Паритет. 2003.
  5. Яблоков А. В. Эволюционное учение/А. В. Яблоков. А Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа. 2004
  6. Интернет-сайт «Происхождение и эволюция человека» www.macroevolution. narod.ru/human.htm

Кто наш непосредственный предок? Где и как он сформировался? Почему именно человек разумный стал единственным видом гоминид на Земле? Эти вопросы издавна волнуют человечество. Окончательного ответа на них пока что нет. Однако накопленные к настоящему времени антропологами и биологами материалы позволяют пролить свет на ранние этапы эволюции современного человека. Попробуем их проследить.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Когда появился, как выглядел и где обитал неандерталец? Неандерталец — самостоятельный вид или подвид человека разумного? Чтобы ответить на второй вопрос, попробуйте сравнить, используя приведенные выше литературные источники, облик неандертальца и человека разумного. Найдите материалы о сопоставлении ДНК, которую удалось извлечь из останков неандертальца, с ДНК современных людей.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 2. Обсудите особенности культуры неандертальцев. Попробуйте найти ответ на вопрос, почему неандерталец исчез с лица Земли.

Мог ли неандерталец говорить? Поищите в приведенных выше источниках сведения об образе жизни неандертальцев, способах добычи пищи, обрядах захоронения. Какими орудиями труда пользовался неандерталец (рис. 104, в)? Сравните культуру неандертальцев и ранних представителей людей современного типа.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 3. Попытайтесь разобраться в проблеме происхождения человека разумного, используя аргументы, которые предлагаются сторонниками гипотез полицентризма и моноцентризма.

Сторонники гипотезы полицентризма считают, что человек разумный возник в разных частях планеты от разных предковых форм. Тогда, например, происхождение монголоидов следует связывать с синантропом (представитель Ното егес1из, обитавший на территории современного Китая), а европеоидов — с неандертальцем. Чтобы подобное стало возможным, должен был существовать мощный обмен генами между популяциями, населяющими разные континенты. Насколько такое предположение реально? Гипотеза моноцентризма предполагает происхождение человека разумного от относительно небольшого предкового стада, обитавшего в Африке примерно 160 тыс. лет назад. Попробуйте найти в литературных источниках доводы «за» и «против» обеих гипотез. Не забудьте, что дополнительные аргументы могут предоставить данные молекулярно-биологических исследований. Для этого найдите информацию о так называемой «митохондриальной Еве».

Дополнительные источники информации

  1. Стрингер К. Б. Происхождение современных людей // В мире науки. — 1991. — № 2. — С. 54—61.
  2. Уилсон А К., Канн Р. Л. Недавнее африканское происхождение людей. // В мире науки. — 1992. — № 6. — С. 8-20.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 4. Проследите, как шло расселение человека разумного по планете и как формировались его расы. Попытайтесь разобраться в вопросе, почему возникли межрасовые различия.

Современное человечество разделяют на три или пять больших рас. В первом случае это экваториальная (негро-австралоидная), евразийская (европеоидная) и азиатско-американская (монголоидная) расы, а во втором - негроидная, австралоидная, европеоидная, монголоидная и американская (индейская). Внутри каждой расы выделяют малые расы или подрасы. Найдите в литературе сведения о путях формирования рас. Обязательно привлеките к обсуждению данные молекулярно-генетического анализа. Подберите литературные сведения и подумайте, какие факторы играли роль в формировании расовых различий.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 5. Обсудите, что могло послужить толчком для развития человека современного типа. Почему ему удалось вытеснить всех своих ближайших родичей?

Вначале найдите сведения о том, какие климатические условия были в Евразии в период заселения ее человеком разумным (около 40 тыс. лет назад). Подумайте, как могло повлиять на развитие людей современного типа освоение ими навыков коллективной охоты на крупных копытных животных (олени, овцебыки, мамонты, шерстистые носороги, бизоны и др.). Как могли сказаться альтруистические наклонности (например, забота о стариках и поддержка физически не самых сильных, но зато умелых соплеменников)? Найдите в литературных источниках сведения о культуре людей современного типа в начальный период их экспансии в Евразию.

Дополнительные источники информации

  1. Бутовская М. Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа — 1998. — № 9. — С. 87—99.

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 6. Возможна ли дальнейшая эволюция человека разумного? Вышел ли человек из-под давления естественного отбора? В каком направлении, по вашему мнению, может идти дальнейшая эволюция человека?

Дополнительные источники информации

  1. Татаринов Л. П Очерки по теории эволюции /Л. П. Татаринов. — М.: Наука, 1987.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Неандерталец представляет собой самостоятельный вид палеантропов. На протяжении около 5-10 тыс. лет (примерно 30—40 тыс. лет тому назад) он сосуществовал на территории современной Евразии с видом Homo sapiens и постепенно вымер, скорее всего, не выдержав конкуренции со своим более прогрессивным родичем. Палеонтологические и молекулярно-генетические данные свидетельствуют в пользу того, что человек разумный произошел из одной популяции, появившейся в Африке около 160 тыс. лет назад, а затем расселился по всему свету, вытесняя предшествующие формы. Расселение человека по Земле небольшими группами привело к образованию изолированных популяций, что способствовало формированию современных рас.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru