Учебник для 10 класса

Естествознание

       

Как подготовить реферат

Поскольку в словарях и при употреблении этого слова в различных контекстах допускаются различия в его понимании, то давайте остановимся на следующем определении: реферат — краткое изложение научной информации по определенной теме.

Написание реферата — дело настолько интересное, что, занявшись им, обо всем остальном забываешь: этот процесс становится захватывающим, как детективный роман. И чтобы путь поисков и открытий не показался вам трудным, скучным, непреодолимым, мы предлагаем вам план, придерживаясь которого вы, может быть, тоже втянетесь в это увлекательное занятие, мы будем рады этому.

Советы и рекомендации по подготовке реферата

Выбор темы реферата

    Если темы рефератов предложены учителем, то постарайтесь выбрать ту, которая будет интересна именно вам. Курс «Естествознание, 10—11» позволяет это сделать, так как является интегрированным курсом, объединяющим знания разных предметных областей. Тема должна быть значимой, актуальной, содержать элементы новизны, ориентировать вас на максимально самостоятельное, творческое изучение рассматриваемого вопроса

Литературный обзор, другие источники информации

    Чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы, начинать лучше с общих и справочных изданий, например БСЭ, Аванта*, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на CD) и др.

    Затем перейти к научно-популярной литературе по теме, статьям из сборников и научно-популярных журналов («Популярная механика», «Наука и жизнь», «Техника — молодежи», «Знание — сила», «Химия и жизнь», «Естествознание в школе», «Юный техник» и др.) Для поиска нужной литературы вам необходимо пойти в библиотеку и воспользоваться ее фондами и справочно-библиографическим аппаратом.

    Также можно использовать ресурсы Интернет, материалы музейных экспозиций, видеоматериалы, собственные исследования или наблюдения

Составление плана реферата

    Итак, у вас уже есть список источников и тема реферата. Следующий этап работы: сформулировать для себя проблему, которую вы будете раскрывать в соответствии с темой реферата.

    Далее составьте план реферата, который позволит вам изложить материал логично, последовательно, не повторяясь. В план должны обязательно войти разделы: введение, основная часть и заключение. Лучше составить расширенный план: основные пункты, названия которых представляют собой законченную мысль, и второстепенные, которые раскрывают основные пункты плана. Ограничивайте себя. Лучше глубоко разобрать несколько вопросов по выбранной теме, чем поверхностно упомянуть множество проблем, имеющих к ней какое-либо отношение

Обработка и накопление материала

    После прочтения отобранной литературы у вас появятся различные виды записей: конспекты, тезисы, выписки, цитаты. Также составляется словарь терминов (нельзя использовать в тексте слова, термины, значения которых вам неизвестны), справки о персоналиях, которые вы потом включите в раздел «Примечания» или оформите в виде сносок внизу страницы. В процессе изучения материала составляйте хронологические таблицы, схемы, диаграммы, подбирайте рисунки, фотографии — это поможет вам написать содержательный реферат

Написание текста

    Когда материал собран, можно откорректировать пункты плана и дальше работать уже в соответствии с ним. Не забывайте, что реферат — это самостоятельное изложение проблемы на основе информации, полученной из различных источников. В реферате должно быть раскрыто знание учеником конкретной темы в контексте всего предмета, умение правильно соотнести критический, научный, практический, цитатный материал и собственный взгляд и суждения, умение привлекать цитируемый материал для подтверждения собственных мыслей (но при этом важно не перегружать текст цитатами).

    Цитаты, которые вы будете использовать в реферате, заключаются в кавычки и воспроизводятся точно по тексту

Объем реферата

    Рекомендуемый объем реферата — 10—15 страниц, но к школьному реферату обычно предъявляются менее строгие требования (минимум 5 страниц). Страницы нумеруются, начиная со второй, арабскими цифрами. Текст печатается на одной стороне листа (шрифт—12, интервал—1,5). В объем реферата входят: оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы. Примечания и приложения в объем реферата не входят, но входят в общую нумерацию

Идем в библиотеку

«Возьмите себе за правило: сколько возможно больше и сколько возможно ближе знакомиться с книгами. Во-первых, узнавать о существовании книг, во-вторых, о качестве их, в-третьих, о вопросах, трактуемых в них. Ищите книгу, ищите в библиотеках и у знакомых, рассматривайте, хотя бы и не читая... старайтесь получить возможно полное представление о возможно большем числе книг. Нужно же знать, какие книги существуют на свете... Многому учит самый вид книги, ее объем, содержание, характер изложения... Рыться в книгах (каких угодно) — это лучший способ находить интересные книги, интересные вопросы, интересные области знания...» (Рубакин Н. А. Практика самообразования).

Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

Итак, вы пришли в библиотеку. В одних библиотеках есть открытый доступ к фонду (книгу можно самому найти на полке и взять ее домой), а в других открытый доступ отсутствует, и книгой можно пользоваться только в читальном зале библиотеки. И в том и другом случае, чтобы найти необходимую информацию, вам придется обратиться к справочнобиблиографическому аппарату, важнейшей частью которого является система библиотечных каталогов.

В библиотеке существует несколько видов каталогов. Расскажем о некоторых из них.

Алфавитный каталог (АК): в нем библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов. АК лучше пользоваться, если вы знаете фамилию автора или заглавие книги.

Систематический каталог (СК) состоит из двух подсистем: СК и алфавитно-предметного указателя к нему (АПУ). СК раскрывает фонд по содержанию и отвечает на вопрос, какие книги по определенной теме есть в библиотеке. Чтобы найти необходимое издание в СК, сначала ищем нужный раздел. В разделе источники располагаются в порядке авторов и заглавий. СК используем в том случае, если не известны ни автор, ни заглавие источника.

Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к СК — это вспомогательный аппарат, содержащий алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в СК документов. Термины в АПУ располагаются в алфавитном порядке с указанием шифра области знаний в СК

Предметный каталог (ПК) — поисковый аппарат, который включает библиографические записи, расположенные в алфавитном порядке рубрик, терминов. ПК также используем в случае, если не известны ни автор, ни заглавие источника.

Электронный каталог (ЭК) — библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей библиотеки. ЭК выполняет функции всех видов каталогов, обеспечивает доступ к ресурсам каталога не только пользователям данной библиотеки, но и удаленным клиентам.

Не забывайте, что за помощью можно обратиться к любому служащему библиотеки.

Оформление реферата

Титульный лист

  • наименование учебного заведения
  • название работы, предмет
  • ФИО автора, класс
  • город и год

Оглавление

  • перечень пунктов, составленных в той последовательности, в которой они приведены в данной работе с указанием страниц
  • формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и параграфов в тексте

Введение

  • показывает актуальность данной темы, цель работы, личную заинтересованность автора, историю вопроса, краткий обзор используемой литературы
  • составляет одну десятую часть от общего объема работы

Основная часть

  • разделяется на главы и параграфы
  • дает представление о рассматриваемой проблеме с разных точек зрения, об используемых авторами источниках и излагает собственную позицию автора
  • показывает связь рассматриваемого вопроса с другими областями знаний, отраслями промышленности и т. п.

Заключение

  • подведение итогов: формулирование общих выводов, содержащих ответы на поставленные вопросы
  • автор делает собственные обобщения, отмечает, что нового он получил в результате работы над данной темой, с какими проблемами столкнулся, здесь можно обосновать новый взгляд на проблему и выдвинуть оригинальную гипотезу (по объему не превышает введение)

Список литературы

  • отражает степень изученности проблемы (в нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор)
  • состоит из двух частей: в первой — печатные издания (книги, статьи), во второй — электронные издания, ресурсы Интернет, видеоматериалы, интервью
  • печатается в алфавитном порядке фамилий авторов
  • печатаются ФИО автора, название, издательство, год издания (5—10 источников)

Приложения

  • включает в себя фотоснимки, чертежи, рисунки, схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. д.
  • каждое приложение должно иметь название или пояснительную надпись
  • каждое приложение нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте

Примечания

  • данный раздел может отсутствовать в реферате, если примечания оформлены как подстрочные сноски, расположенные внизу страницы под чертой
  • в раздел «Примечания» могут входить словарь специальных терминов, справки о персоналиях

Как оформить список литературы

Данный раздел реферата отражает степень изученности проблемы. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор. Главное правило, которого надо придерживаться, заключается в том, что список источников составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий. Приведем несколько примеров.

— Книга одного автора:

    Спасский Б. И. Физика в ее развитии / Б. И. Спасский. — М.: Просвещение, 1979.

— Книга, написанная несколькими авторами (до трех авторов):

    Акоста В. Основы современной физики / В. Акоста, К. Кован, Б. Грэм. — М.: Просвещение, 1981.

— Книга написана авторским коллективом более трех человек:

    Готт В.С. Категории современной науки / В. С. Готт [и др.]. — М., 1984.

— Книга написана авторским коллективом, но под редакцией одного из них:

    — Биографии великих химиков / Под ред. К. Хайнига. — М.: Мир, 1981.

— Статья из журнала:

    Белиловская М. Алхимик света // Популярная механика. — 2003. — № 11.

— Материал нашли в сети Интернет:

    Ильинский Р. Мираж — это реально. — цит. по www._________

— Теперь давайте расставим все в алфавитном порядке и пронумеруем:

  1. Акоста В. Основы современной физики / В. Акоста, К. Кован, Б. Грэм.— М.: Просвещение, 1981.
  2. Белиловская М. Алхимик света // Популярная механика. — 2003. — № 11.
  3. Биографии великих химиков / Под ред. К. Хайнига. — М.: Мир, 1981.
  4. Готт В. С. Категории современной науки / В. С. Готт [и др.]. — М., 1984.
  5. Спасский Б. И. Физика в ее развитии / Б. И. Спасский. — М.: Просвещение, 1979.
  6. Ильинский Р. Мираж — это реально. — цит. www.__________

Внимание: электронные издания, ресурсы Интернет, видеоматериалы, интервью размещаются после печатных изданий (алфавитный порядок также должен сохраняться).

Итак, список литературы (условный) готов. Мы расставили источники в алфавитном порядке авторов или заглавий. Указали авторов, заглавия, место издания, издательство и год издания.

Желаем удачи и творческих успехов в написании реферата!

Предлагаем вам проверить себя. Расположите эти пункты в том порядке, в котором вы бы стали действовать при написании реферата. Затем сравните полученную последовательность с ключом. Чем больше у вас совпадений, тем лучше вы себе представляете, как это делается,

  1. Взять нужную книгу и выписать из нее необходимую информацию.
  2. Скачать из Интернета готовый реферат.
  3. Купить сборник рефератов или взять его в библиотеке и списать реферат.
  4. Выбрать тему реферата.
  5. Составить краткий план реферата.
  6. Сформулировать для себя проблему, которую вы будете раскрывать в соответствии с темой реферата.
  7. Попросить кого-нибудь (маму, папу, друга-студента, репетитора и др.) написать реферат.
  8. Выбрать источники информации, ограничиваясь учебниками, домашней бибпиотекой, Интернетом.
  9. Сходить в библиотеку, изучить каталоги, выбрать 5—6 (10—15) источников информации (книги по теме, статьи, периодические издания).
  10. Прочитать отобранную литературу, сделать закладки в нужных местах.
  11. Написать реферат.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru