Учебник для 10 класса

ФИЗИКА

   

§ 1. Необходимость познания природы

Простые истины

Все мы в раннем детстве за два-три года усваиваем солидный «курс физики» — привыкаем к простым вещам и явлениям вокруг нас. Запоминается этот «курс» гораздо прочнее, чем все то, что мы узнаем впоследствии (правда, повторение курса идет непрерывно). Так мы узнаём, что камень всегда падает вниз на землю, что есть твердые предметы, о которые можно ушибиться, что огонь может обжечь и т. д.

Однако, как ни важны подобные знания, накапливаемые ребенком, а впоследствии и взрослым человеком, они еще не образуют науку. Подобный опыт приобретают и многие животные вскоре после рождения, хотя их поведение определяется врожденными инстинктами в гораздо большей степени, чем у человека. Это частные правила, касающиеся течения отдельных явлений. Они говорят нам о том, что произойдет в обычных условиях, но не отвечают на вопрос, почему те или иные события вообще происходят и не могут ли эти события не наступить совсем. Они также не позволяют предсказать, что произойдет в новых, изменившихся условиях.

Зарождение науки

Потребность в понимании окружающего мира, в объяснении относительной устойчивости протекающих в нем событий очень велика. Это необходимо для уверенности в завтрашнем дне, для возможности предвидения того, что произойдет. Людям необходимо понять устройство окружающего мира, чтобы выжить, чтобы использовать силы природы для облегчения труда, улучшения условий жизни.

В результате длительной борьбы за существование у человека появилась внутренняя потребность в познании природы. В первую очередь выживали те, кто лучше понимал окружающий мир и стремился расширить свои познания. В конечном итоге человеческий мозг оказался более могучим орудием в борьбе за существование, чем клыки, бивни и когти. Благодаря знаниям человек выжил и подчинил себе Землю.

Стремление увидеть в разрозненных событиях нечто общее, понять причины как обычных, так и редко встречающихся явлений привело к зарождению науки.

Наука и человечество

Может показаться, что в наше время нет необходимости в приобретении все более новых знаний для того, чтобы выжить. Но это не так. Энергетические ресурсы Земли (нефть, газ, каменный уголь и др.), рудные месторождения быстро истощаются. И без открытия новых источников энергии, новых материалов, заменяющих привычные металлы, человечество не в состоянии существовать длительное время.

Потребность в глубоких знаниях — один из сильнейших импульсов, побуждающих человека к действию. Не только прикладное значение науки, но и радость познания, красота открывающихся нам законов природы привлекла и продолжает привлекать людей.


1 Это введение при первом чтении может показаться сложным. Полезно возвращаться к нему по мере прохождения курса.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru