Учебник для 10 класса

ФИЗИКА

       

§ 6. Особенности изучения физики

Изучение физики в школе

Необходимость знания основ физики всеми, а также особенности физики как науки заставляют строить обучение физике не так, как это делается при изучении математики и других наук.

Уже несколько лет вы изучали физику и многое, надо надеяться, поняли в строении окружающего мира. Вы познакомились со строением вещества, механикой, тепловыми и электромагнитными явлениями, строением атома. Можно было бы ожидать, что в старших классах вас познакомят с чем-то совершенно новым.

Но это не так! Лишь волновая оптика, теория относительности и ядерная физика появятся впервые, а в основном вы будете изучать ту же механику, ту же молекулярную физику, электродинамику и т. д. Точно так же происходит обучение физике во всех странах мира. Те из вас, кто будет учиться дальше в вузах, опять начнут изучать физику с самого начала, с механики, уже по третьему разу.

Объяснить в нескольких фразах, почему так приходится делать, довольно трудно. Вы сами почувствуете это в дальнейшем. Причин здесь немало. Остановимся на главных.

Взаимосвязь процессов в природе

Физика изучает конкретные явления. Каждое явление связано бесчисленными, часто неочевидными нитями со всеми другими явлениями. Поэтому, объясняя какое-либо событие, мы не можем не затронуть окружающий мир. Этот мир един. В нем нет ни чисто механических, ни чисто тепловых или электромагнитных явлений. Чтобы приблизиться к пониманию мира, мы расчленяем единое целое и изучаем его части. Это необходимо, ибо нельзя надеяться объяснить сразу все многообразие мира.

Вот два примера взаимосвязи процессов. Механическое движение почти всегда сопровождается тепловыми явлениями. Тела при движении в воздухе, даже очень разреженном, нагреваются и могут вообще сгореть, если скорость движения велика. Это происходит с метеоритами в атмосфере Земли и происходило бы с космическими кораблями, возвращающимися на Землю, если бы не принимались меры к их постепенному торможению.

Строение вещества, тепловые, оптические и многие другие процессы в телах обусловлены взаимодействиями между электрически заряженными частицами, из которых построены атомы. Поэтому, не зная законов электромагнитных взаимодействий, нельзя как следует понять ни строение вещества, ни перечисленные процессы.

Приходится вначале знакомиться с очень грубыми моделями реальных явлений, когда внутренние связи между процессами различной природы непосредственно не выступают. В результате получается очень упрощенная схема явления, которая нуждается в дальнейших уточнениях. Это и делается при повторном изучении физики в вузах.

Примерно таким же путем развивается и сама наука. Постепенно уточняются значение и роль различных процессов в природе, с тем чтобы в конце концов приблизиться к пониманию мира как единого целого.

Физика и математика

Важно еще одно обстоятельство. Физика — наука экспериментальная, но в то же время и наука количественная. Все основные законы физики формулируются на математическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru