Учебник для 10 класса

География

       

§ 4. Что такое международные территории и акватории и каков их статус?

Международные территории и акватории — это территории, лежащие за пределами государственных границ; право их использования принадлежит всему международному сообществу: ни одно государство не имеет права их присвоить, эти территории открыты для научных исследований.

Статус международных территорий и акваторий имеют Антарктика, открытое море, воздушное пространство над открытым морем, дно морей и океанов за пределами исключительной экономической зоны, международные реки, проливы, каналы, космическое пространство.

Антарктика включает материк Антарктиду, шельфовые ледники, южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов и острова южнее 60° ю. ш. — Южные Оркнейские, Южные Сандвичевы, Южные Шетландские и др.

Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Территориальные притязания на территорию Антарктики начались в первой половине XX в., когда Великобритания объявила «зависимыми землями» острова и территории между 20 и 50° з. д. к югу от 50° ю. ш. и между 50 и 80° з. д. к югу от 58° ю. ш., а также свой суверенитет над Колонией Росса и землями к югу от 60° ю. ш. между 160 и 45° в. д. (рис. 36).

Рис. 36. Территориальные притязания в Антарктике

Франция объявила свой суверенитет над Землёй Адели, а в 50-е гг. XX в. была создана заморская территория «Южные и Антарктические владения Франции» (острова Святого Павла, Амстердам, Крозе и Кергелен).

Территориальные претензии Чили в Антарктике распространились на территории в секторе между 53 и 90° з. д.

На антарктические территории претендуют Аргентина, которая провозгласила своими территории, ранее объявленные британскими, в том числе и Фолклендские острова (рис. 37), и Норвегия, объявившая суверенитет над островами, открытыми русской экспедицией в 1820 г.

Рис. 37. Карта Аргентины. На картах, изданных в Аргентине, Фолклендские острова и Антарктический сектор всегда показаны как часть национальной территории

В 1959 г. 11 государствами (Австралией. Аргентиной, Бельгией, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, СССР, США, Францией, Чили, Южно-Африканским Союзом) было заключено международное соглашение о статусе Антарктики как международной территории. Однако этот договор не ликвидировал территориальные претензии в Антарктике, они существуют как со стороны стран первооткрывателей континента, так и стран, находящихся в непосредственной близости от него.

Открытое море — участки морской поверхности, не относящиеся к территории государств. Открытое море может использоваться всеми государствами, как имеющими к нему выход, так и не имеющими выхода, для свободного пролёта, судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, для научных исследований.

Дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции — международные районы морского дна. Морское дно не может быть присвоено каким-либо государством.

Космическое пространство, Луна и другие небесные тела, согласно международным договоренностям, не могут быть присвоены государствами, они открыты для мирного исследования и использования всеми странами.

Международные реки, проливы и каналы — водные пути международного значения, обеспечивающие выход континентальных государств к морям. В пределах государственных границ прибрежные государства имеют право на соответствующую территорию, но судоходство является свободным для всех стран (рис. 38).

Рис. 38. Через Босфор, разделяющий европейскую и азиатскую части Стамбула, ежедневно проходит большое количество судов

К началу XX в. международными реками были признаны Рейн и некоторые его притоки, Висла, Варта, Дунай, Дуэро, Маас, Шельда, Везер, Одер, Неман, Тахо, Нигер, Конго, Эмс, Эльба и ряд других.

Международные проливы соединяют районы открытого моря (Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Дрейка, Корейский, Ла-Манш, Магелланов, Па-де-Кале, Сингапурский, а также Босфор и Дарданеллы).

Панамский канал

    В начале XVI в. в наиболее узкой части Центральной Америки возник оживлённый всемирный перекрёсток, через который стали проходить важнейшие грузо- и пассажиропотоки. Конечный пункт дороги, по которой переправлялось в Европу золото инков, серебро и драгоценные камни, — город Панама стал первым испанским портом на Тихоокеанском побережье. В начале XIX в. через перешеек была построена железная дорога. Это строительство стало первой после деколонизации континента попыткой иностранной державы (США) установить прямой контроль над имеющим всемирное стратегическое значение Панамским перешейком, который принадлежал в то время Колумбии.

    В 1879 г. Ф. Лессепс, прославившийся строительством Суэцкого канала, создал международную компанию по строительству Панамского канала, которая, как частное предприятие, получила согласие Колумбии на проведение работ. Завершить строительство предполагалось через 10 лет, но этого не случилось. Недостаточно проработанным и слишком сложным оказалось техническое решение, сыграли роль и финансовые злоупотребления руководителей компании.

    Рис. 39. Панамский канал

    Рис. 40. Панамский канал (космический снимок)

    Рис. 41. Прохождение судов через Панамский канал

    В 1889 г. все работы на трассе канала были приостановлены, а организаторы строительства, в их числе известный инженер Эйфель, осуждены. Слово «Панама» стало синонимом грандиозной аферы, не подкреплённой реальными расчётами.

    В 1902 г. США за 40 млн долл. выкупили у французов права на строительство Панамского канала. Однако правительство Колумбии отказалось передать концессию на строительство. Тогда США инициировали сепаратистское движение, и в 1903 г. Панама вышла из состава Колумбии. Независимая Панамская Республика подписала с США необходимый договор, уступив в концессию территорию площадью 1422 км2, на 8 км по обе стороны канала.

    До 1979 г. территория всей зоны Панамского канала находилась под юрисдикцией США, затем в соответствии с договором (1977 г.) между Панамой и США стала управляться специальной комиссией, 14 декабря 1999 г. зона канала была передана Панаме.

    Трасса канала проходит по долине реки Чагрес, озеру Гатун, по реке Рио-Гранде. Общая длина Панамского канала 81,6 км. Наименьшая ширина канала 150 м, гарантированная глубина 12,5 м. Ежегодно через Панамский канал проходит около 13 тыс. судов и провозится 125 млн т грузов. Благодаря каналу, морские пути, обслуживающие государства Южной Америки, сократились в 2,5 раза.

    Результаты общенационального референдума 2006 г. дали старт масштабной реконструкции канала. К 2014 г. он сможет пропускать супертанкеры.

    Панама — столица страны и центр управления каналом, здесь расположена свободная экономическая зона и проживает треть населения страны.

Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, имеет длину 59 км, ширину от 14 до 44 км. Территория пролива контролируется тремя крупными портами: Гибралтаром (принадлежит Великобритании), Альхесирасом (Испания) и Танжером (Марокко). Основы правового режима пролива были определены соглашениями Великобритании, Франции и Испании 1904 и 1907 гг.

В 1936 г. на конференции в Монтрё с участием СССР, Турции, Великобритании и других государств была подписана конвенция о режиме проливов Босфор и Дарданеллы. Признан особый статус черноморских государств: в мирное время они могут проводить через эти проливы военные корабли без ограничений, которые распространяются на остальные государства.

Международные каналы имеют важнейшее торговое и стратегическое значение. Важнейшими каналами, построенными в конце XIX в., являются Суэцкий (рис. 42) и Панамский.

Рис. 42. Суэцкий канал (космический снимок)

Суэцкий канал протяжённостью 161 км и шириной от 120 до 318 м был построен за 10 лет (1859—1869 гг.) на Суэцком перешейке, разграничивающем Средиземное и Красное моря. Канал всегда имел большое торговое и стратегическое значение.

В 1855 г. правитель Египта Саид-паша предоставил компании, основанной французом Ф. Лессепсом, право на сооружение канала и его эксплуатацию в течение 99 лет с момента открытия (т. е. до 1968 г.), после чего территория канала должна была перейти под юрисдикцию Египта, а сооружения канала — в его собственность. Руководил делами концессионной компании Суэцкого канала высший совет из директоров. Однако фактическим хозяином канала была Великобритания, владевшая 44% акций компании.

В 1956 г. Суэцкий канал был национализирован. В 1967—1976 гг. канал был закрыт из-за повреждений, полученных в ходе египетско-израильского конфликта. Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага, канал не может быть блокирован. В военное время не допускается никаких враждебных действий в пределах собственно канала и трёх морских миль от его входных портов.

Кильский (Северо-Германский) канал (1895 г.) длиной 99 км, находящийся под юрисдикцией ФРГ, проходит по территории ФРГ через полуостров Ютландия и обеспечивает более спокойное, чем в Северном море, плавание между устьем Эльбы в Северном море и Кильской бухтой на Балтике.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru