Учебник для 10 класса

География

       

§ 1. Почему география — самостоятельная наука?

Любая наука имеет право называться самостоятельной, если в ней существуют собственные, отличные от других наук предмет исследования, законы и методы.

Накопление человеком знаний о своём окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний. Считается, что первым термин «география» употребил древнегреческий учёный Эратосфен, живший в III в. до н. э.

География: от сбора фактов к поиску закономерностей. Длительная эпоха территориальных открытий, когда сбор фактов о размещении географических объектов на земном шаре был главной задачей географии, продолжалась до середины XX в., пока не были исследованы последние «белые пятна» — высокогорья Гималаев и Антарктида. С XIX в. начался новый этап развития географической науки — поиск законов размещения географических объектов в пространстве и закономерностей территориальной организации хозяйства и общества.

Важность пространственной составляющей в географии подчёркивал Иммануил Кант, известный больше как великий философ, а не географ (рис. 1). Дело в том, что по своей основной «специальности» он был географом и в течение 40 лет преподавал физическую географию в университете г. Кенигсберга (Восточная Пруссия). Для обоснования существования географии как самостоятельной дисциплины и определения её места в системе наук он предложил такую классификацию (рис. 2): I) сущностные, предметные науки — математика, физика; 2) временные, хронологические — история; 3) пространственные, хорологические — география.

Рис. 1. Иммануил Кант (1724—1804), известный нам как великий немецкий философ, в течение 40 лет преподавал физическую географию в университете г. Кенигсберга (ныне — Калининград)

Кроме того, саму географию он разделил на физическую, коммерческую (экономическая), географию нравов (культурная география) и политическую географию. Таким образом, были сформированы основные направления географической науки, существующие и сегодня.

Все географические науки, исследующие как законы природы, так и законы размещения хозяйства и общества, объединяет изучение размещения как результата пространственной организации «всего сущего на Земле» (по определению известного географа Н. Н. Баранского). Каждая из них связана непосредственно с другими, сущностными науками. Но геоморфологию от геологии, биогеографию от биологии, экономическую географию от экономики отличает предмет исследования этих наук. Географические науки занимаются размещением и его законами, а сущностные науки — биология, геология, экономика — законами функционирования самих объектов: живых клеток и организмов, строением минералов, экономическими системами — производительными силами и производственными отношениями. Законами же географии являются, прежде всего, законы размещения.

Рис. 2. Классификация наук И. Канта

Николай Николаевич Баранский — классик отечественной географии

Николай Николаевич Баранский — ведущий отечественный географ, классик, основатель школы экономической географии, автор трудов по теории географии и страноведению, географии зарубежных стран, географии городов, районированию, географическому разделению труда, автор первых учебников по экономической географии СССР (1934 г.) для средней школы и по экономической картографии.

Рис. 3. Н. Н. Баранский (1881-1963)

При его участии были основаны журналы «Вопросы географии», «География и хозяйство», «География в школе». В 1929 г. — кафедра экономической географии в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Н. Н. Баранский первым в нашей стране стал изучать влияние природы на хозяйственную деятельность, обратное влияние развития экономики на состояние окружающей среды, заложил принципы экономической оценки природных ресурсов. Разработал методики экономико-географической характеристики стран и районов, которые используются до сих пор.

Задачи географии. К важнейшим задачам географии относятся:

  • выявление точного местоположения объектов различной природы;
  • выявление закономерностей размещения;
  • изучение взаимодействия человека с природной средой;
  • районирование, предполагающее выделение участков земной поверхности, которые по своим природным или экономическим особенностям отличаются от окружающей территории.

Карьера. География

    Те, кто выберет географию своей профессиональной деятельностью, в течение пяти лет будут не только изучать теоретические курсы, но и участвовать в экспедициях, практике, научной студенческой работе.

    Разнообразные направления в географии позволяют выпускнику с квалификацией «географ» занимать должности научного сотрудника, инженера, геохимика, палеогеографа, научного редактора, экономиста, экономиста-демографа, инженера-исследователя, инженера по охране окружающей среды, стажёра-исследователя в области экономики, экскурсовода и др., а также заниматься педагогической деятельностью.

    Выпускники — дипломированные специалисты-географы могут работать как в государственных учреждениях, так и в частных фирмах — в проектных, изыскательских, производственных, научно-исследовательских институтах, в органах охраны природы и управления природопользованием.

    Географическое образование позволяет участвовать в проведении комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработке рекомендаций по их разрешению; даёт знания, позволяющие выявить природно-ресурсный потенциал территории и возможности его хозяйственного освоения.

    География даёт инструменты для изучения закономерностей формирования пространственных структур хозяйства, международного и внутригосударственного разделения труда, организации экологического мониторинга, управления природопользованием. Без географических знаний невозможно провести геополитические и геоэкономические оценки регионов, стран, мира в целом и транснациональных фирм, разработать региональные стратегии развития бизнеса, территориальное планирование и управление, экологический аудит.

Поль Видаль де ла Бланш об отличительных особенностях географической науки

    Французский географ Поль Видаль де ла Бланш - один из основателей французской школы географии человека. В своей работе «Основы географии человечества» активно использовал концепцию хорологии как метода исследования объектов и явлений, связанных через единство территории.

    Он писал: «...что касается географии, то в порядке благодарности за помощь, которую она получает от других наук, она вносит в общую сокровищницу знания свою способность не расчленять на части то, что природа соединила, понимать соотношение и связь вещей как в пределах всей поверхности Земли в целом, так и в пределах их расположения...»

    Этим задачам географии отвечают и особенности географического мышления, которое, по определению классика отечественной географии Н. Н. Баранского, «привязано» к территории, отображает все суждения на карте, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента, одной отрасли, иначе говоря, «играющее аккордами, а не одним пальчиком».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru