Учебник для 10 класса

География

       

§ 2. Что изучает география?

Пространство — объект изучения в географии. Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих в нём процессов, а является активным фактором, влияющим на характер самих этих объектов — хозяйственных, экономических, природных, общественных.

Так, с точки зрения «чистой» экономики не очевидно, почему два завода, построенных по одному типовому проекту, но в разных регионах страны, работают с различной эффективностью. Или — почему две одинаковые квартиры на одинаковых этажах одинаковых домов, расположенные одна — в центре города, а другая — на промышленной окраине, имеют разную цену. Для географа ответ ясен: в первую очередь из-за различного географического положения, из-за различий в «качествах» пространства.

Географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова

    Географию стали преподавать в Московском университете с 1884 г., когда профессор Д. Н. Анучин основал кафедру географии и этнографии. На её базе в 1938 г. был создан географический факультет. В 1948 г. была основана Школа молодого географа, где молодые учёные-энтузиасты ведут занятия со школьниками, прошедшими конкурс. Ежегодно в МГУ проводится Московская городская олимпиада по географии (открытая олимпиада МГУ), победители которой имеют преимущества при поступлении (рис. 4).

    Рис. 4. Открытая олимпиада МГУ по географии проводится в тех же аудиториях, где читали лекции классики географической науки

    На географическом факультете МГУ им. М. В.Ломоносова, размещённом на 17—21-м этажах главного здания на Воробьёвых горах (рис. 5), работает 14 кафедр, представляющих практически все направления в современной географической науке (рис. 6).

Рис. 5. Главное здание МГУ на Воробьёвых горах

Рис. 6. Кафедры географического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова

При проведении географических исследований размещение объекта в пространстве является таким же важнейшим его качеством, как и другие его свойства и функции. Причём, как утверждает современный географ Б. Б. Родоман, важны не только абсолютные (наличие, например, полезных ископаемых или плодородных почв), но относительные пространственные ресурсы и их различия от места к месту. Удачное географическое положение позволяет экономить сырьё, энергию, уменьшить урон от аварий и природных бедствий.

Роль ресурсных факторов в экономическом развитии постоянно изменяется. На начальных этапах развития общества решающую роль играли агроклиматические ресурсы. Плодородие почв, тёплый климат, благоприятный для выращивания растений режим атмосферного увлажнения — всё это позволило обществам Древнего Китая, Междуречья ранее других перешагнуть барьер простого воспроизводства, привело к углублению разделения труда и формированию государств. Наличие полезных ископаемых стало приобретать решающее значение для экономического развития в Средние века: промышленная революция и индустриализация ввели в экономический оборот новые виды минеральных ресурсов; развитие транспорта способствовало удешевлению их доставки. Металлургия, заложившая основы для создания массовых производств, и в первую очередь отраслей машиностроения, зародилась там, где месторождения каменного угля и железной руды были размещены компактно. Страны, обладавшие такими ресурсами, — Великобритания (район Мидленда), Франция и Германия (Эльзас и Лотарингия, Рур), Россия (Урал), создали в XVII—XVIII вв. базу для развития промышленности современного типа и для экономического процветания.

Значение относительных пространственных ресурсов, и в первую очередь выгодность географического положения, также сыграло важнейшую роль в развитии экономики и особенностях политической ориентации стран и регионов мира.

Удачное географическое положение и учёт желаний потребителей как фактор развития бизнеса: продовольственный бутик Hediard (Париж, Франция)

    В 1854 г. сын ремесленника Фердинанд Эдиард открыл свой первый бакалейный магазин «Лавка пряностей и колониальных товаров». Для магазина было выбрано чрезвычайно удачное место — рядом с недавно построенной церковью на площади Мадлен; там до сих пор расположен главный магазин современной продуктовой империи Hediard.

    Прихожане после утомительной воскресной службы обязательно заходили в магазин, чтобы порадовать себя и детей — купить и попробовать экзотические фрукты, пряности, кофе, чай, восточные сладости, фирменный джем и варенье. Популярность магазина росла, ассортимент расширялся; он становился популярным не только среди жителей соседних кварталов, но и всех парижан.

    К началу XXI в. Hediard открыл более 200 своих магазинов в различных странах мира — США, Японии, Корее, ОАЕ (Дубай), России и других странах. Многочисленные туристы (ежегодно Париж посещает около 20 млн туристов) считают своим долгом хотя бы заглянуть в знаменитый магазин.

Рис. 7. Продовольственный бутик Hediard (г. Париж, Франция)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru